Ольга Скурихина
Занимательный математический материал при работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательный математический материал при работе с дошкольниками
Воспитатель ШМДОКУ д/сад «Солнышко» пгт Ленинское
Скурихина О. В.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна заинтересовать ребёнка и его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче.
Публикация «Занимательный математический материал при работе с дошкольниками» размещена в разделах
Цель занимательного математического материала :
• Активизировать умственную деятельность;
• Заинтересовать математическим материалом;
• Увлекать и развлекать детей;
• Развивать ум;
• Расширять и углублять математические представления;
• Закреплять полученные знания и умения.
В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. В группе я создала уголок «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Каждый из детей может выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.
Занимательный материал, который я использую в своей работе.
Логические блоки Золтана Дьенеша представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, синие, желтые, размером (большие и маленькие, толщиной (толстые и тонкие). С их помощью закрепляем понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Дети с удовольствием конструируют из блоков различные постройки, обговаривая свои условия, называя блоки по форме и цвету. У детей развиваются творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребё нок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму.
Используются игра «Математический планшет». Дети с удовольствием составляют различные цифры, фигуры, с помощью резинок и гвоздиков. С помощью этой игры происходит развитие умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщение. Все геометрические представления формируются на основе образного видения, что отвечает особенностям мышления ребенка. Это пособие универсально, его можно использовать в разных видах образовательной деятельности. Игра с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Развивается координация движений обоих рук их ловкость, умение моделировать на плоскости, умение создавать изображения по образцу, по схеме, фантазия, логика, кругозор.
Игра «Математические цветочки», которую я сделала с помощью компьютера, цветного принтера и ламинатора. Представляет собой карточки-цветы с заданиями в количестве 33 штук и бельевые прищепки.
Цель данной игры:
• продолжать закреплять представления детей о числе и количестве,
• развивать умение определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему,
• развивать мелкую моторику,
• воспитывать интерес к математическим знаниям,
• умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Использую игры Никитина - кубики «Сложи узор». Эта игра способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, творческих способностей, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
С помощью игры «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Складывание узоров в виде букв и цифр, поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить.
Математические пазлы, помогают изучать счет в пределах 10. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полоски с цифрами по порядку.
Цель игры:
• закрепление счета от 1 до 10;
• подготовка детей к изучению сложения и вычитания;
• акцентировать внимание на месте числа в ряду других чисел;
• способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля.
• выполнять задания поискового характера;
• учиться применять знания в измененных условиях;
Традиционно счетные палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют формировать геометрические представления и пространственное воображение у детей. В играх с палочками создаются большие возможности для развития смекалки и сообразительности, а также активности, самостоятельности. Дети, играя с палочками, строят различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, выкладывают узоры и сюжеты, учатся работать с шаблонами и схемами.
Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Перфокарта - это индивидуальная карточка с заданием, с вырезанными окошечками для записи ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития. Я использую такие перфокарты как геометрические фигуры, времена года, части суток.
Также использую и традиционные игры, такие как домино, лото, геометрическая и магнитная мозаика, игры – ходилки.
Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:
• знакомлю с занимательными и развивающими играми;
• провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания;
• привлекаю родителей к пополнению уголка «Занимательная математика» ( родителями изготовлены игры: кубики Никитина, математический планшет, заламинированы все карточки используемые в играх).
Слайд 30
Для определения эффективности своей работы я провела педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проведённая диагностика показала, что значительно повысился высокий уровень развития элементарных математических представлений (с 10% до 45%, снизился средний уровень (с 90% до 55%).
В результате я пришла к такому выводу:
Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике.
У ребят формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.