Людмила Хрузина
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по занимательной экологии в подготовительной группе
Занимательная экология. Интеллектуальная игра «что? Где? Когда?». Подготовительная группа.
Хрузина Людмила Викторовна
Занимательная экология. Интеллектуальная игра «что? Где? Когда?». Подготовительная группа.
Публикация «Интеллектуальная игра „Что? Где? Когда?“ по занимательной экологии в подготовительной группе» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
• Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
• Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.
• Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.
• Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
• Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
• Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа: дикорастущие, культурные, вяз, богомол, боровик, груздь, божья коровка.
Оборудование: магнитная доска с магнитами, буквы для выкладывания ответов на загадки, подставка с зимующими и перелетными птицами, карточки с грибами, картинки с дикорастущими и культурными растениями, карточки с вопросами для двух команд, «загадочные объявления», две картины «Что напутал художник», корзина с шишками, подносы, призы, награды.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие (связная речь, обогащение словаря новыми словами, коммуникабельность в общении);
- социально-коммуникативное развитие (игра, трудовое и нравственное воспитание);
- физическое развитие (физ. минутка);
Правила игры.
Участвуют две команды по шесть человек. Количество играющих может варьироваться в зависимости от количества вопросов. Команда «телезрителей» задает вопросы команде «знатоков». На обсуждение дается одна минута. Капитан команды представляет отвечающего. За каждый правильный ответ, «знатоки» получают балл, если дается неправильный ответ, то балл присуждается команде «телезрителей». Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
В начале игры открывается первый слайд, звучит музыка, ведущий приветствует команды, объясняет правила игры. Второй слайд – меню- оснащен управляющими кнопками с именами игроков, кнопки «черный ящик» и «завершение». В верхнем углу имеется кнопка, отсылающая к слайду с изображением волчка. На каждом слайде кнопка возврата в меню.
Предварительная работа: Проведение опытов в группе и дома с родителями. Наблюдение и уход за комнатными растениями. Чтение худ литературы, проведение дидактических игр.
Материалы и оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, музыкальные темы из телевизионной игры «Что? Где? Когда?», конверты с вопросами, фотографии с проведенными опытами, волчок, песочные часы.
Ход игры.
1. Ведущий приветствует игроков и зрителей.
1-ый капитан: - Команда «Знатоки».
- Наш девиз:
Члены команды «Знатоки» :
Мы знатоки, а это значит
Нас ждет успех и ждет удача!
Вперед к победе наш девиз!
А, кто слабее – берегись!
2-ой капитан: - Команда «Умники».
- Наш девиз:
Члены команды «Умники» :
Мы умные и смелые,
А в деле мы умелые.
Победим мы в этот раз!
Нам соперник не указ!
Ведущий: - Спасибо командам. - А, сейчас, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полу - круга,
На лице она живет,
Но куда-то вдруг уйдет.
То внезапно возвратится
Грусть, тоска ее боится? (Улыбка)
- Покажите на своем лице эту подругу. (Все дети улыбаются.)
2 Ведущий объявляет правила игры и крутит волчок. Играет тот, на чей конверт с вопросом указала стрелка волчка.
Воспитатель: Разминка Вопросы для всех команд:
1. Какие деревья называются хвойными?
2. Почему деревья называются лиственными?
3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
6. У какого дерева ствол белый?
Раунд 1
3. Вопрос.
- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)
- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)
- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)
- Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)
- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)
- Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)
Раунд 2
4 Внимание! Черный ящик! (Задание проводится сидя за игровыми столами.)
(Вносят черный ящик.)
- Угадай, что в черном ящике? (Дети говорят предполагаемые ответы.)
Ведущий: - Дети, подсказкой будет – загадка. Отгадайте её.
- Принцессу, Бабу Ягу и Колобка пригласили на королевский бал.
Зашли они в зал и увидели «это».
Баба Яга посмотрела и сказала: - Какое страшилище!
Принцесса посмотрела и улыбнулась: - Ах! Какая красавица!
А, Колобок, взглянув на «это», произнес: - Очень хочу такое же круглое. (Зеркало)
Часто я в него смотрюсь,
Перед ним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю
(Зеркало)
Загаданный предмет бывает и большой, и маленький, он разный по формы - сложный и простой, находится в земле, имеет выход, является жилищем.
Раунд 3
А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».
1. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)
2. На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)
3. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка. (морошка)
4. Что за ягодки на кочке?
Осень им румянит щечки
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится – не даст простудиться.
Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)
5. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника.)
6. Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (Малиной.)
Раунд 4
№5 Блиц - турнир «Веселые задачки»
1. Белобокая птица. (Сорока)
2. Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
3. Новогоднее дерево. (Елка)
4. Время года, когда просыпается природа. (Весна)
5. Лошадь в тельняшке. (Зебра)
6. Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
7. Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
1. Дикий родственник свиньи. (Кабан)
2. Как называется жилище медведя? (Берлога)
3. Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
4. Красногрудая птица. (Снегирь)
5. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
6. Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
7. Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)
Раунд 5
№ 6 Ведущий: (Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Конкурс капитанов.
Задание «Волшебные конверты» – Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)
– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)
– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)
– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)
– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вяз.)
– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)
№ 7 Ведущий: раунд 6
Задание От А до Я
1 команда. Сколько слогов в слове "слон"? (1 слог)
2 команда. Сколько слогов в слове «зима» (2 слога) Почему?
1 Назовите все гласные в слове – "умка". (2 гласные – у и а)
2. Назовите все гласные в слове – «кора». (2 гласные – о и а)
1. Найди лишнее слово – снег, сугроб, снежинка, коньки.
2 Найдите лишнее слово- зебра, заяц, зубр, лиса. (Почему).
№ 8 Ведущий: рауд 7
Какие рыбы не водятся в наших водоемах (карась, кит, окунь, щука) Почему?
Какие птицы не улетают в теплые края? (ласточка, лебедь, грачи, голубь). Почему?
Какие деревья не приносят плоды? (яблоня, груша, черешня, клен) Почему?
Какое из перечисленных водоемов есть на Южном Урале? (озеро, река, разрез, море) Почему?
№ 9 Ведущий: раунд 8
Каждой команде нужно рассказать о животном:
1 команда о Еже, 2 команда медведе.
№ 10 Ведущий: раунд 9
Графическая разминка «Веселые картинки» (игра на зрительное восприятие, память, мелкую моторику рук) – проводится сидя за игровыми столами.
Игрокам команд показываются карточки (с 9-тью изображениями предметов) в течение 30 сек. и предлагается их воспроизвести по памяти на листах бумаги, разлинованных на 9 частей. (Игроки 2-х команд за столами выполняют задание.)
№ 11Ведущий: раунд 10
Вопрос жюри
1. Гуляя по Африки, Айболит не встретил белого медведя, почему? Докажи с помощью глобуса.
2. В мультфильме рост этого животного измеряли шагами, скажите что это за животное?
№ 12 Ведущий: раунд 11
Задание: «Назови лишнее слово».
1. Клен, липа, береза, ель, тополь.
2. Белка, медвежонок, лиса, волчица.
3. Стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик.
1. Рябина, сосна, черемуха, тюльпан.
2. Грач, акула, камбала, скумбрия.
3. Лиса, корова, еж, заяц, волк.
№ 13 Ведущий: раунд 12
Выбрать зимующих и перелетных птиц.
На подставке.
Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.
«Знатоки» : зимующие птицы.
«Умники» : перелетные птицы.
№ 14 Ведущий: раунд 13
Назвать по пять насекомых.
Муравей, муха, кузнечик, таракан, пчела, оса, шмель, жук, божья коровка, красный клоп, богомол.
№ 15 Ведущий: раунд 14
«Назови гриб». (По пять грибов.)
Дети вытягивают карточки с изображением грибов и называют их.
Сыроежка, груздь, масленок, рыжик, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, опята.
№ 14Ведущий: раунд 15
1. Почему у одной части планеты день, а у другой ночь? При помощи каких предметов вы можете доказать это? (лампа, глобус)
Солнце (лампа) освещает землю с одной стороны, и там в этот момент день. А с другой стороны земли — ночь. Земля прокручивается вкруг своей оси, и в одних странах наступает утро, а в других вечер…
2 Опыт «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
№ 15 Ведущий: музыкальная пауза. (физ минутка)
В заключение чтение стихотворения ведущим:
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.