Ирина Григорьева
Мультфильм как образовательный ресурс в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, наша сегодняшняя встреча посвящена мультфильмам и их развивающему и образовательному потенциалу в дошкольном детстве.
В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения познавательного интереса. Одним из первых представителей медиа-пространства для дошкольников являются мультфильмы. Исследователи отмечают, что на протяжении последних десятилетий наряду с близкими взрослыми у дошкольников появился ещё один близкий воспитатель, социализатор, которому они бесконечно доверяют – это телевизор с мультфильмами, сериалами и рекламой.
Публикация «Мультфильм как образовательный ресурс в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Мультфильмы – это целый мир, в который подключается наш ребенок. Нормы и правила существования героев мультфильма принимаются ребенком некритически, ребенок интуитивно принимает нарисованный мир. Поэтому так важен для воспитывающего взрослого вопрос о пользе и вреде мультфильма, и о социализирующем влиянии мультфильма на личность ребенка.
Социализация определяется как особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта; это одно из ключевых понятий ФГОС ДО. Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли. Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и с миром социальным. Протекание процесса социализации детей дошкольного возраста раскрывается через такие показатели как: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации. «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» В. С. Мухина. Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения.
Почему мультфильмы так привлекательны для детей: Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями). Дети целиком погружаются в воображаемую ситуацию, некритически воспринимают её. Мы с вами знаем, что грань реального и нереального в дошкольном детстве очень тонкая (страхи, все, что видит ребенок – почти реально.
Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.
Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому [8]. В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.
Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.
Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное.
Психологи говорят, что мультфильмы своим содержанием напрямую воздействуют на сознание и психику. У детей изменяются после просмотра физиологические и психологические показатели, изменяются формы поведения. Ребенок воспроизводит ситуации.
Мухина В. С. отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами, для которых характерны отрицательные формы поведения»
В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.
Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны :
- Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.
- Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.
- Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
- Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого, формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию, представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами. Во многих мультфильмах отражаются черты, присущие хорошему человеку. Это не просто мультфильмы для развлечения, в первую очередь это многовековое наследие народной мудрости, которое доходит до ребенка в форме игры. Малыш понимает, что за плохим поступком всегда следует наказание, он унаследует простые истины морали и добра.
Программа воспитания и обучения рекомендует формировать в дошкольном детстве такие сложные и отвлечённые понятия, как скромность, ответственность, взаимопомощь. Объяснить их достаточно сложно, а вот предъявить ситуацию в форме мультфильма- -реально и наглядно.
Очевидно, что мультфильм может являться хорошим ресурсом развития ребенка в любой из образовательных областей : социально- коммуникативной, речевой, познавательной. Развитие познавательной сферы активно используется как ресурс развития, вспомнить хотя бы Фиксиков, или длительные мультобразовательные сериалы, где заяц пересказывает основы астрономии, физики и химии. Используют мультфильмы для обучения детей иностранному языку, правилам дорожного движения, даже безопасному поведению в Интернет. Особенно порадовала попытка мульт образования в нравственной сфере – сказки Мудрой тетушки Совы. В последние годы к созданию мультфильмов подключились детские психологи, которые курируют детствосообразность и развивающую направленность мультфильмов (Малышарики). Так, объявили о работе над серией мультфильмов строго по программе развития в соответствии с ФГОС ДО. Однако некачественные мультики попадаются нашим детям чаще.
Вопрос, который хотелось бы поставить на сегодняшний наш семинар: достаточно ли просто организовать просмотр мультфильма, посадить ребенка перед экраном? Если ребенок отсидит перед мультфильмом оговоренное нормами время и просмотрит выверенное содержание, будет ли это являться гарантией усвоения знаний, норм поведения, ценностей? Очевидно, нет. Каждый просмотр, для того чтобы стать вкладом в развитие, должен сопровождаться работой взрослого. Иногда - это просто просмотр рядом с ребенком, когда тот может «считывать» со значимого взрослого эмоции, в ситуации со-бытийности переживать с ним события. Но лучше – беседы по содержанию и смыслу мультфильмов, развивающая работа на его основе. Актуализировать механизмы осознания и понимания происходящего на экране воспитатель может: постановкой интересных вопросов, высказыванием неожиданной версии и интерпретации происходящих событий, предложением ребенку самому мысленно изменить сюжет фильма, истолкованием мало известных терминов, которые прозвучали в фильме и др.
Взрослому нужно смотреть детские мультфильмы! Мы провели исследование – 50 анкет (в большинстве случаев родители используют время когда ребенок проводит за мультфильмом в своих целях, мы попросили нарисовать детей героев мультфильмов (Губка Боб, пони, зомби против растений) – а потом показали эти рисунки взрослым. Так вот, многих героев взрослые даже не слышали! Они не знают, что смотрят современные дети. И мы теряем воспитательный ресурс.
Педагоги ДОУ должны сознательно выстраивать работу на основе мультфильмов, побуждая детей не смотреть их как картинку, бездумно, а побуждая к осмыслению содержания, к перестроению поведения на основе воспринятого содержания.
В заключении хотелось бы отметить, мультфильм – это прекрасный воспитательный ресурс, который дает основу для социализации ребенка, который помогает наглядно увидеть и понять сложные категории. Использование правильных мультфильмов будет способствовать комплексному развитию личности. Для воспитывающего взрослого на современном этапе важно, что ресурс мультфильма можно использовать для построения разговора о нравственности, о добре и зле, о чести и достоинстве.