Жаманбаева Алина
Консультация «Закаливание детей первого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание детей первого года жизни
Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того, чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая ребенка, создавая ему тепличные условия, мы лишаем работы эти механизмы. Став ненужными, они могут постепенно атрофироваться, и тогда даже легкий ветерок будет представлять для ребенка угрозу – оказавшись беззащитным, малыш легко может заболеть.
Публикация «Консультация „Закаливание детей первого года жизни“» размещена в разделах
Закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание – ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.
Однако, для получения положительного эффекта от закаливания, необходимо соблюдать ряд общих правил:
1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерывов.
Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных механизмов, формирующихся под влиянием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3-4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на 1-ом году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки, через 5-7 дней. По мере изменения условий, связанных со временем года, процедуры надо варьировать, не отменяя их полностью.
Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д.)
2. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия.
Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, экссудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями).
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур. Но закаливать его надо обязательно!
4. Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка.
Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, то лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить.
В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности при просыпании свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть, находится в состоянии теплового комфорта. При переохлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно.
В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинать надо с 3-х минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте.
В течение второго полугодия – 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.
Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение.