Юлия Винокурова
Закаливание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время здоровье является не только личной проблемой каждого человека, но и общественной. Особенно если этот вопрос касается маленького ребенка, в частности дошкольника. За охрану и укрепление его здоровья несут ответственность родители, педагоги, медицинские работники, и общество, в котором он живет и развивается. По статистике здравоохранения процент заболеваемости среди детей дошкольного возраста с каждым годом растет. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется закаливанию детей.
Публикация «Закаливание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Мы, воспитатели второй младшей группы №2, свою работу направляем на закаливание организма ребенка. Чтобы закаливание было более эффективным, используем три основных принципа:
• принцип систематичности, который требует ежедневного выполнения процедур, перерывы в закаливании могут ослабить или свести на «нет» приобретённые защитные функции;
• принцип последовательности и постепенного увеличения дозировки процедур, являющий обязательным условием правильного закаливания;
• принцип учета индивидуальных и типологических особенностей ребенка.
Существуют основные виды закаливания : закаливание воздухом, закаливание водой.
Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день
• утренняя гимнастика,
• физические минутки в течение занятий,
• оптимальный двигательный режим,
• гимнастика после дневного сна,
• дыхательная гимнастика,
• умывание прохладной водой,
• босохождение по «дорожке здоровья» с разными поверхностями,
• прогулка 2 раза в день.
Утро начинается с проведения утренней гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
Одной из значимых закаливающих процедур является прогулка, которая должна проводиться два раза в день (утром и вечером) независимо от состояния погоды (конечно, существует ограничение времени нахождения дошкольников на улице в ветреный или морозный день).
После дневного сна проводим постепенный подъем детей и далее гимнастику пробуждения. Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, способствующий закаливанию организма. Упражнения проводятся в кроватках из разных положений: лежа на спине, на животе, на боку. Комплекс упражнений разработан на год, меняется 2 раза в месяц. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. Суть заключается в выполнении комплекса упражнений с носом. После выполнения дыхательной гимнастики дети приступают к следующему этапу закаливания – босохождение по «дорожке здоровья». Такая ходьба эффективна при профилактике и коррекции плоскостопия. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм.
Необходимо отметить, что в течение всего оздоровительно-игрового часа происходит воздушное закаливание. Встав с постели, ребенок получает контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом приблизительно +38 градусов Цельсия, температура воздуха в спальной +19-20 градусов, температура в группе + 22-24 градуса.
Процесс перемещения ребенка из спальни в группу, в туалетную комнату, обратно в группу. Таким образом, происходит смена температурного режима, что также является закаливающим фактором. Важно, чтобы продолжительность закаливающих процедур была не более 20 минут.
Замечательный закаливающий эффект оказывает вода. При умывании дети старше двух лет моют лицо, шею, и руки до локтя. Летом умываются дети прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинаем в прохладное время года, то берем тёплую воду(+28, постепенно (каждые 2-3 дня) снижая её температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания дети вытираются полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.
Закаливающие мероприятия, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группе оформлен стенд для родителей, регулярно проводим консультации, родительские собрания по данной тематике. Благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.
Таким образом, подведя итог, можно сделать вывод, что проводить закаливание надо умело, соблюдая установленные правила, чтобы не вызвать заболевания. Особая осторожность необходима при выполнении различных процедур у ослабленных или страдающих хроническими заболеваниями детей, а также у малышей, у которых приспособительные защитные механизмы менее совершенны. Начинать закаливание можно в любое время года, но лучше летом, когда ребенок здоров. Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни.
И ваша задача, родители, – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.