Папки-передвижки

Загадка — отражение менталитета русского человека

Светлана Евстафьева
Загадка — отражение менталитета русского человека
▼ Скачать + Заказать документы

Истоки загадок как фольклорного жанра восходят к тайной речи первобытного, племенного общества. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду. У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях (например, многие подблюдные песни имеют форму загадок : не описывают судьбу человека, а подменяют ее описанием предмета или действия). Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. Они были средством развлечения и незаметно воспитывали.

Публикация «Загадка — отражение менталитета русского человека» размещена в разделах

Самые древние загадки не были отдыхом, игрой, забавой, развлечением, простым балагурством, шуткой или насмешкой.

По мнению В. П. Аникина, загадка являла собой нетрадиционный способ общения, а именно, тайную условную речь, что отразило процесс накапливания опыта предыдущих поколений, условия жизни народа, его культуру, историю и географию страны.

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. Она оказалась продуктивной. К загадке начали относиться как к способу испытания сообразительности, стали создавать новые загадки о предметах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлекательных.

Многие исследователи обращают внимание на поэтическую природу народной загадки. И, несмотря на то, что большая часть народных загадок посвящена самым простейшим и привычным предметам домашнего обихода, а также домашним животным и природным явлениям, они (загадки) раскрывают поэтическую сторону в этих предметах и явлениях, открывая «полный простор для творческой фантазии народа»Загадка как элемент устного народного творчества использовалась в актах коммуникации с целью общения, проверки сообразительности, обмена информацией, праздного развлечения или кодирования определенных понятий, например табуированной лексики. Загадка реализовывалась двумя активными исполнителями, один из которых осуществлял иносказательное описание объекта, его параметров, функций, посредством введения в текст семантически нестандартных конструкций (метафоры, парадокса, каламбура, алогизма и т. п., а второй – угадывал зашифрованный в иносказательном описании объект. Русские загадки стоят в одном ряду с пословицами и поговорками. Представляя собой все вместе образцы народной мудрости, они имеют общий источник происхождения. Таким источником является фольклор. В рамках фольклорной традиции пословицы и загадки до середины ХIХ в. объединяла характерная для тех и других специфика художественного изображения действительности, а также ритмического строения и лапидарности. В публикуемых сборниках загадки печатались наряду с пословицами без разделения на самостоятельные жанры. С другой стороны, как фольклорный жанр загадка самым тесным образом связана со сказкой. Сказка и загадка, будучи жанрами фольклора, вообще тесно связаны друг с другом, что проявляется прежде всего в условиях их функционирования. «В ряде случаев в тексте сказки инкорпорирована загадка — она может вплетаться в речь сказочного героя; в других случаях в сказке описывается испытание героя, который должен отгадывать предлагаемые ему загадки» [ Никитина 1993: 138].

Многие исследователи сопоставляют загадку и иные фольклорные жанры, отмечая, что в загадках отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку, а в пословицах и поговорках была заключена житейская мудрость простого человека. «В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смысла и критики» [ Садовников 1960: 45] Основной коммуникативной целью загадки как фольклорного жанра является трансляция и проверка знаний носителей культуры о мире материальных ценностей, способствующая стабилизации жизнедеятельности фольклорного коллектива. В традиционной культуре подобные знания представали в виде особого тайного кода, обязательного к заучиванию. Благодаря присутствию в традиционных текстах кода загадки хранили в себе особую информацию, что выражено в описании и соотношении ключевых для культуры реалий. В настоящее время наблюдается утрата фольклорной кодовой системы. Благодаря взаимному влиянию фольклора и письменной литературы в современном сознании все же присутствуют фрагментарные знания фольклорного кода. В результате этого некоторые традиционные загадки остаются включенными в актуальную сферу сознания носителя современной культуры. Например, в загадке Разбежались по опушке в белых платьицах подружки (березки) в соответствии с фольклорным кодом осуществляется соотношение образа дерева и женщины, что в общем-то легко распознается современным сознанием [ Абдрашитова 2013: 14]. Специфические характеристики загадки – малый объем, предполагающий жанрово обусловленный набор языковых средств, ограниченный круг ключевых тем – детерминируют образ адресанта и адресата. Отметим, что описание образа адресанта как в фольклоре в целом, так и в загадке в частности являет собой определенную сложность, связанную с безавторством народного творчества. В фольклорном дискурсе проблема авторства соотносится с триединством автора – говорящего (исполнителя текста) – субъекта фольклорного произведения. Выражение коллективного мнения посредством обращения к фольклорному материалу согласуется с его личным опытом. Таким образом, говорящий может рассматриваться как автор речевого события, который в ответе за то действие, которое совершается в ходе данного речевого события.

В традиционной и современной загадке адресант в значительно меньшей степени, чем в других жанрах, обнаруживает способность варьировать текст загадки. Это обусловлено лаконичностью текста и спецификой языковых единиц. Так, для загадки Летит не птица, воет не зверь традиционно отгадкой являлся ветер, тогда как в условиях современности данный текст получает новые отгадки: граната, самолет, ракета. Привлечение лексических единиц с абстрактным значением позволяет выбирать несколько отгадок из круга подобных. На языковом уровне данная особенность выражена в функционировании лексических единиц, характеризующихся наличием общих сем, а именно: двигательная особенность и специфика звукового эффекта. В связи с варьированием отгадок в загадке следует отметить, что адресат занимает двойственную позицию. И в традиционной, и в современной загадке, с одной стороны, наравне с адресантом он является создателем текста, способным проявлять творческое начало. С другой стороны, творчество является ограниченным определенной семантической сочетаемостью лексических единиц, обозначающих реалии в отгадке и предмет-замену в загадке.

Итак, загадка как жанр фольклора представляет собой достаточно многогранное образование. Вбирая в себя как традиционные, так и относительно современные тексты, жанр русской загадки отражает фундаментальные смыслы национальной культуры.

Публикации по теме:

Игра-викторина «Весна — загадка» Цель: обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних признаках в природе. 1. Назови, какое слово не.

Конспект НОД по математике «Путешествие на планету «Загадка» (старшая возрастная группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50 р. п. Сенной, Вольского района, Саратовской области» Конспект.

Конспект НОД «Трудная загадка от Буратино» Конспект НОД по математике на тему: "Трудная загадка от Буратино". Подготовила Макарова Светлана Владимировна, воспитатель 1категории.

Математический КВН «Зарядка для ума — математическая загадка» Цель: Закрепить, в ходе развлекательного мероприятия, полученные знания. Формировать речь, мышление, любовь к.

Непосредственно образовательная деятельность «Загадка от Незнайки. Звук и буква «У»Непосредственно образовательная деятельность «Загадка от Незнайки. Звук и буква «У» Непосредственно образовательная деятельность "Загадка от Незнайки. Звук и буква [У]" Задачи: 1. Познакомить с гласным звуком и буквой [У].

Познавательно-исследовательский проект «Загадка в ручке» Проблема проекта: Проблема проекта возникла сама с собой. Утром Рома, как обычно, пришёл в детский сад. Он был чем- то озадачен. Не прошло.

Проектно-исследовательская работа «Экология и здоровье человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека» стр. Введение Экология и здоровье человека: 1. Химические загрязнения среды и здоровье человека; 2. Биологические загрязнения и болезни.

Рассказ для чтения детям в ДОУ «Загадка о времени года» Загадка о времени года. Ежонок крепко спал. Вдруг кто-то пощекотал кончик его маленького носа. Малыш громко чихнул и проснулся. Его глазки.

Сценарий праздника «С Днём рожденья, Загадка!» Сценарный план развлечения «С днём рожденья,Загадка!» Дата проведения: 13.02.2015 (10:30) Направление: художественно-эстетическое. Тема:.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Загадка — отражение менталитета русского человека
Опубликовано: 16 июля 2015 в 22:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Загадка — отражение менталитета русского человека» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Евстафьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД