Ковальчук Людмила
Консультация для родителей «Задолго до письма. Как подготовить руку к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Задолго до письма.
О том, как подготовить руку к письму, надо задуматься задолго до поступления ребенка в школу. Конечно, это не значит, что надо заставлять малышей-дошкольников сидеть за столом и учиться писать. Есть намного более интересные и полезные занятия для их возраста, которые направлены на развитие крупной и мелкой моторики.
Крупная моторика – это движение крупных мышц (тела, рук, ног, т. е. любая физическая активность человека. Например, бег, ходьба, прыжки, наклоны и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Задолго до письма, Как подготовить руку к письму“» размещена в разделах
Мелкая моторика – это движение мелких мышц тела, которые дают возможность работать с мелкими предметами. Например, пинцетный захват, застегивание пуговиц, рисование и т. д.
Крупная моторика развивается постепенно. Сначала малыш учится контролировать мышцы глаз, когда следит за тем, как вы двигаете погремушкой, потом поворачивает голову, переворачивается на животик, учится ползать и ходить. У ребенка обязательно должна быть возможность для самых разнообразных движений и активности. Обычно мамы все свое внимание сосредотачивают именно на упражнениях, которые развивают мелкую моторику у ребенка. Несомненно, это важно, но для развития умственных способностей ребенка и его здоровья огромное значение играет и крупная моторика.
Почему нельзя забывать о крупной моторике:
1. Упражнения на развитие крупной моторики помогают укреплять мышцы и суставы. Это важно для физического развития и выносливости.
2. Регулярная физическая нагрузка, согласно возрасту ребенка, способствует укреплению вестибулярного аппарата.
3. Ребенок лучше владеет своим телом, более гибок и ловок. Это помогает ему контролировать свое тело, что положительно влияет не только на самочувствие, но и на самооценку.
4. Для того чтобы успешно развивать мелкую моторику у ребенка, ловкость его пальчиков, без развития крупной моторики не обойтись. Крупная и мелкая моторика взаимосвязаны и нуждаются в параллельном развитии.
5. Развивая крупную моторику, вы способствуете и речевому развитию ребенка.
6. Развивается внимательность и координация движений.
С помощью чего можно развивать крупную моторику:
1. Прежде всего это все физические упражнения: зарядка, спорт, подвижные игры, занятия танцами, плаванье, массаж.
2. На улице у ребенка должна быть возможность активно проводить время. В этом помогут велосипед, самокат, беговел, ролики.
3. Игры с мячом, скалкой, на попадание в цель и т. д.
Параллельно с крупной моторикой идет развитие и мелкой моторики – ловкости пальчиков и кистей рук. Малыш рассматривает свои ручки и тренируется захватывать разные предметы, хлопать в ладоши, удерживать ложку в руках, а потом уже учится строить дом из кубиков, держать карандаш в руке и рисовать линии на бумаге. Этот процесс не заканчивается с поступлением в школу и требует дальнейших тренировок ловкости пальчиков. Кроме того, уровень развития мелкой моторики у ребенка рассматривается как один из важных критериев его готовности к школе. Чтобы ловкость пальчиков у ребенка достигла высокого уровня, нужны постоянные занятия. Именно на это и направлены почти все творческие виды дошкольной и младшей школьной деятельности.
Какие занятия и упражнения развивают мелкую моторику рук:
1. Пальчиковые игры, театр, массаж пальчиков и кистей.
2. Физические упражнения, например, лазание по лестнице, висение на перекладинах и т. д.
3. Творческие занятия: лепка, рисование, аппликации, вырезание из бумаги, оригами, пальчиковое рисование.
4. Игры с песком, крупами, глиной, любыми мелкими предметами и природным материалом.
5. Конструирование, работа с пазлами, лабиринты, мозаика.
6. Упражнения из методики Марии Монтессори.
7. Тренировка бытовых навыков: умение одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, наливать воду в стакан, вытирать тряпочкой стол, поливать цветы, помогать в приготовлении простых блюд и т. д
Игры и занятия для развития ловкости пальчиков и кистей рук должны проводиться в соответствии с возрастом ребенка. Допустимо в более старшем возрасте вернуться к простым упражнениям, но нельзя заставлять малыша делать то, что он еще не может в силу своего возраста. Желательно сохранять и систематичность таких занятия, чтобы умения ребенка постоянно совершенствовались.
10 упражнений для подготовки руки к письму
1. Зарядка с карандашом
Все движения сначала выполняются медленно. Убыстрять можно постепенно с согласия ребенка.
• зажать карандаш между ладошками и плавно катать его вперед-назад;
• положите карандаш на стол и катайте его ладошкой;
• зажать карандаш большим и указательным пальцами, поставить его кончик на лист бумаги и сделать точку. Потом пальчиками плавно опуститься вниз по карандашу;
• положите ладошку на стол, разведите пальцы. Другой рукой взять карандаш и прикоснуться им между пальчиками;
• возьмите карандаш указательным, большим и средним пальцами и вращайте его.
2. Зарядка для пальчиков
• вытяните руку перед собой, растопырьте пальцы, а потом с силой сожмите;
• постучите по столу пальчиками так, словно вы играете на пианино;
• вращайте кистями рук по кругу, встряхните ими, разотрите;
• возьмите в ладошки грецкий орех и катайте его вперед-назад;
• переплести пальцы рук (сделать “замок”, потом разжать пальчики.
3. Рисование по точкам
Обозначьте любой простой рисунок точками и попросите ребенка провести по ним линии.
4. Пройти по лабиринту
Нарисуйте лабиринт (можно приобрести готовые книжечки с лабиринтами, попросите ребенка пройти по лабиринту, нарисовав линию так, чтобы не задеть стенки.
5. Рисование по трафарету
Подберите интересные трафареты и попросите ребенка обвести их. В качестве трафаретов могут выступать фигуры из конструктора, крышки от бутылок, пасочки и другие предметы.
6. Аппликация в технике мозаика
Дайте ребенку цветную бумагу. Пусть нарвет как можно больше маленьких цветных кусочков, из которых потом можно сделать аппликацию. Она может быть как в авангардном стиле, так и по заданному рисунку. Бумагу также можно скатывать в шарики и приклеивать.
7. Рисование мелом
Сейчас часто приобретают мольберт для рисования, одна сторона которого — меловая доска. Рисование мелом на такой доске — отличная тренировка для детских пальчиков.
8. Рисование ладошками
Расстелите перед ребенком большой лист ватмана, дайте краски и попросите что-нибудь нарисовать ладошками.
9. Выкладывание узора из спичек
Распечатайте или нарисуйте простые геометрические фигуры или узоры. Попросите ребенка повторить изображение, выложив его с помощью спичек или палочек.
10. Картины из пластилина
Разомните пластилин, возьмите картон и распределите по нему пластилин. Придумайте заранее рисунок и выложите его на пластилине из семечек, косточек или камушков.