Людмила Джаримова
Задержка речи — ещё не приговор
▼ Скачать
+ Заказать документы
ЗАДЕРЖКА РЕЧИ У РЕБЁНКА - ещё не приговор …
В последние годы наблюдается большой рост количества детей с различной речевой патологией : от простого нарушения звукопроизношения некоторых звуков, заикания до полного отсутствия речи. Нарушения речи у ребёнка могут быть вызваны патологией внутриутробного развития плода, тяжелыми родами, стрессами, пережитыми матерью во время беременности и в период кормления грудью, ранним переходом с грудного вскармливания на искусственное, различными психическими и родовыми травмами. Совершенно недопустимо для будущей мамы употребление наркотиков, спиртных напитков, курение, большие физические нагрузки, долгая работа на компьютере. Все эти факторы могут стать причиной речевой патологии будущего ребёнка. Помните : нарушение речи – это нарушение в нервной системе ребёнка. Чем быстрее будет ликвидирован психотравмирующий фактор, тем быстрее войдет в норму психологическое развитие ребёнка.
Публикация «Задержка речи — ещё не приговор» размещена в разделах
Речь ребёнка проходит много стадий. В первые месяцы это лепет, затем гуление. Ребёнок растёт и звуки, которые он издаёт, становятся похожими на слоги и со временем переходят в слова. Длительность в речевом развитии у детей различна. Схема нормального развития детской речи представлена в таблице А. Н. Гвоздева. Если у ребенка наблюдается отставание от речевых норм – это повод начать беспокоиться, так как есть вероятность возникновения такого заболевания, как задержка речевого развития. Сущность этого заболевания и признаки его проявления должны знать все мамы и папы. Чем раньше оно будет выявлено, тем эффективнее пройдет лечение. Родителям необходимо показать ребёнка неврологу, отоларингологу, логопеду и психиатру. Невролог определяет микроорганические поражения мозга. При этом проводятся ЭХО-ЭГ, сканирование артерий мозга. Отоларинголог назначает обследования для определения наличия отита, тугоухости и аденоидов. Логопед делает анализ анамнестических сведений, формирования моторики ребенка, речевого и слухового аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей до 12 месяцев определяется голосовая и доречевая активность. После 1 года специалист выясняет время появления слов, объем словаря, активность речи, а также фрагментную и связную речь. Если задержка речевого развития выявляется у малыша своевременно, заболевание быстро и легко вылечивается. Многие мамы и папы полагают, что если дефектолог проведет курс по нормализации произношения звуков, этого будет достаточно. Это совершенно неправильно. Исправление формирования речи предполагает комплексное лечение. Обязательна медикаментозная терапия. Ребенку могут быть назначены медицинские препараты («Ноотропил», «Нейромультивит», «Лецитин», «Когитум», «Кортексин», «Актовегин») для стимуляции кровообращения мозга и улучшения его интегративной функции. Лекарственные средства назначаются исключительно врачом. В некоторых случаях проводится лечебная терапия. Участки мозга, отвечающие за активность произношения, умственные возможности, словарный запас и дикцию, подвергают воздействию тока небольшой силы. Такая процедура позволяет активизировать их деятельность, стимулировать речевое развитие и познавательные процессы. В отдельных случаях доктор может назначить дельфинотерапию и иппотерапию. Иппотерапия — это реабилитационная методика, суть которой заключается в общении больных людей с лошадьми.
Логопед и психолог могут начинать работу с ребёнком, имеющим отставания в речи уже с 3х лет. Большое значение имеет логопедический массаж, который может проводить только квалифицированный специалист. Для этого ребенок и взрослый должны вступить в психологический контакт. Важно расположить к себе ребёнка, чтобы он доверился логопеду и позволил осуществлять необходимые манипуляции с использованием логопедических зондов. Проводится массаж определенных участков языка, щек, губ, а также рук и ушей. В исключительных случаях назначается массаж биологически активных точек. Все виды точечного массажа, используемого в логопедии, представлены в «Справочнике логопеда» под редакцией Поваляевой М. А. Широко используется в логопедии массаж ладоней и стоп ног с помощью шарика «Су-джок».Коррекционные занятия с логопедом необходимо проводить регулярно, не реже 3х раз в неделю. По рекомендации логопеда родителям необходимо приобрести логопедическую литературу и регулярно выполнять с ребёнком домашние задания. Кроме лечебных мероприятий, рекомендуется и дома заниматься с ребенком, например, различными упражнениями для укрепления языка, мышц лица, слухового аппарата. Это могут быть различные звуковые подражания, песни, сказки, упражнения для мышц лица и моторики рук и другие. Задержка речи – не приговор. При сохранном интеллекте совместные усилия всех специалистов и родителей приведут к успешному результату и ребёнок сможет преодолеть отставание в своём развитии.
Несвоевременное лечение, либо его отсутствие могут привести к следующим последствиям: большому отставанию интеллектуального и психического развития от сверстников, трудностям с посещением образовательных учреждений. Обычно детям с неразвитой речью показана вспомогательная школа. Поэтому ещё раз хочу обратиться к родителям:
если вы заметили, что ваш ребенок плохо разговаривает, в то время, как его сверстники уже могут выговаривать небольшие предложения, стоит обратиться за помощью к специалистам. Очень важно установить причину задержки его психологического и речевого развития. В противном случае провоцирующий фактор не будет устранен, и лечение ребенка не даст положительных результатов. При обнаружении признаков задержки становления речи необходимо пройти комплексное обследование, чтобы определить точный диагноз. Заболевание легче предупредить, чем заниматься его лечением и использовать дорогостоящие медицинские препараты. Родителям необходимо чаще общаться со своими детьми: читать сказки, посещать кафе, ходить в парк. Совместные прогулки, просмотр мультфильмов, раскрашивание картинок сближает взрослых и детей. Ребенок, растущий в атмосфере любящего родительского внимания, редко испытывает сложности в развитии речи.