Наталия Крымова
Задания, игры и упражнения с цветными деревянными палочками
▼ Скачать + Заказать документы
Задания, игры и упражнения с цветными деревянными палочками
Рекомендации по работе с цветными деревянными палочками :
Публикация «Задания, игры и упражнения с цветными деревянными палочками» размещена в разделах
- Деревья весной. Весенние цветущие деревья
- Игры для детей
- Палочки от мороженого и шпатели
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Игры с цветными счетными деревянными палочками можно проводить как на групповых, так и на индивидуальных занятиях с детьми. Также можно рекомендовать родителям для занятий дома с детьми.
Для проведения игр понадобятся: цветные деревянные палочки (15-20 штук на каждого ребенка). Детям раннего возраста можно предложить для игры палочки большого размера, так как некоторым из них еще трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами.
В младшем дошкольном возрасте упражнения выполняются совместно с взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Обязательным условием в этом возрасте является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
Основное правило для детей раннего возраста - усложнять задания постепенно, т. е. предлагать ребенку задание чуть-чуть сложнее, чем он может: например, сначала палочки только одного цвета и одной длины, а затем добавлять цветов и количества, усложнять фигуры и т. д. Это важно чтобы не навредить творческому началу малыша.
1 младшая группа.
«Большой – маленький»
Цель: привлечь внимание детей к предметам контрастных размеров.
Описание: Воспитатель предъявляет ребёнку двух матрёшек, контрастных величине- большую и маленькую. У каждой матрёшки ёмкость соответствующего ей размера. Воспитатель говорит, что матрёшки просят ребёнка помочь разложить палочки в соответствии с размером – большой матрёшке – большие палочки, маленькой – маленькие. В случае, если ребёнок не понимает словесную инструкцию, проводится показ.
«Один - много»
Цель: привлечь внимание детей к формированию групп однородных предметов, развивать умение различать количество предметов (один – много).
Описание: Воспитатель кладет палочки в кучку – много палочек, затем достает одну из кучки – одна палочка. Затем воспитатель просит ребенка взять одну палочку. Далее можно перед ребенком ставить вопросы: где одна палочка, а где много? Сначала воспитатель использует палочки одного цвета, затем добавляет постепенно цвета и усложняет игру.
«Изучаем величину предметов»
Цель: привлечь внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи: большой - маленький
Описание: Воспитатель показывает ребенку, как можно составить из 4х маленьких палочек маленький квадрат, а из 4 больших – большой, при этом уточняет, что из маленьких палочек получается маленький квадрат, а из больших – большой. В маленький квадрат (домик) можно поместить одну игрушку. В квадрат побольше помещается уже несколько игрушек. Или, в маленький квадрат маленькую игрушку, а в большой – большую.
«Четыре цвета»
Цель: Закреплять знание четырёх основных цветов.
Описание: Воспитатель предъявляет детям четыре коробочки с наклеенными на них изображениями предметов (животных) четырёх основных цветов и просит разложить палочки по коробкам в соответствии с цветом. В случае, если ребёнку не понятна словесная инструкция, проводится показ и обучение.
младшая группа.
Использование картинок из альбома
«Это может ваш малыш от 1 до 3 лет»
Возраст детей: первая и вторая младшая группа
Описание: Воспитатель рассказывает детям сказку про маленького гномика. Дети слушают сказку и помогают Гномику выполнять различные задания :
«Жил да был в одной старинной сказке маленький Гномик. Он был веселый и очень любопытный. Маленький Гномик очень любил гулять по дорожкам. Воспитатель предлагает детям сделать для Гномика дорожку, чтобы он отправился по ней на прогулку.
Идет Гномик по дорожке и вдруг слышит: «Кар! Кар!». Поднял Гномик голову и увидел: большая черная ворона кружит вокруг дерева – хочет разорить гнездо маленьких птичек. Надо ее прогнать. Стал Гномик искать под деревом палочки, но они все были очень короткие. Такие не подойдут. Воспитатель предлагает детям сделать для Гномика длинную палку.
Помахал он длинной палкой, испугалась ворона и улетела. Молодец, Гномик!
Пришел Гномик на огород. Там на грядках растут разные овощи. Вдруг гномик заметил, что овощи кем то обглоданы! «Это зайцы стали прибегать на наш огород!» - догадался Гномик. Маленький Гномик очень любил салат из капусты, поэтому он решил сделать забор, чтобы зайцы не смогли больше достать капусту. Воспитатель предлагает детям сделать забор на огороде.
Пока Гномик шагал по дорожке и работал на огороде, закончилось утро, и наступил день. Солнышко припекало – становилось все жарче. Спрятался Гномик в тени дерева и подумал «Что же делать дальше?». Воспитатель предлагает детям сделать треугольный колпак для Гномика, чтобы ему не напекло голову.
Затем дорожка привела Гномика в лес. Маленький Гномик вспомнил, как он ходил со старшими братьями за грибами в лес. «Насобираю грибов и будет на обед вкусный грибной суп!» - подумал маленький Гномик. Воспитатель предлагает детям найти грибы для Гномика.
Набрал Гномик грибов, но корзинки у него не было. Тогда нанизал он их на тонкую палочку и пошел домой. Он так долго гулял, что успел проголодаться. Дома гномы сварили из грибов суп и все вместе пообедали. Потом Гномик решил посадить возле своего домика зеленую елочку. Воспитатель предлагает детям помочь посадить Гномику елочку.
Рядом с елочкой Гномик решил посадить деревце, чтобы в его тени можно было прятаться от солнца. А зимой на дерево можно будет повесить кормушку для птиц. Воспитатель предлагает детям помочь посадить Гномику дерево.
Знаешь, чем обычно занимаются гномы? Их главное дело – искать в подземных пещерах драгоценные камни. Найденные сокровища они хранят в сундуке. Маленький Гномик тоже нашел несколько драгоценных камней, но у него нет своего сундука. Воспитатель предлагает детям сделать для Гномика сундук.
Великан из соседнего леса тоже любил сокровища. Только он не умел и не хотел их искать, а просто отбирал их у тех, кто слабее. Однажды он подкараулил маленького Гномика в лесу. Великан погнался за малышом с криком: «Отдавай камни!». Гномик бросился бежать. Воспитатель предлагает детям сделать для Гномика домик, чтобы спрятаться от великана.
В прочном домике никакой великан Гномику не страшен!»
Игра «Больше-меньше»
Цель: тренировка зрительного внимания и логического мышления.
Описание: раскладываем на две неравные кучки палочки, просим назвать, где в какой кучке палочек больше (меньше);
Средняя группа.
Различные устные задания : выложи три красные палочки, уложи их в ряд, выложи дорожку, треугольник и т. д. ;
Игра «Запомни фигуру».
Цель: тренировка внимания и зрительной памяти.
Описание: взрослый конструирует нечто из палочек, предлагает малышу внимательно рассмотреть, отвернуться. Взрослый что-то меняет в конструкции, ребенок называет, что и восстанавливает конструкцию;
«Сложи геометрическую фигуру»
Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами
Описание: Воспитатель предлагает детям из цветных счетных палочек составить различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Показывает, как их можно видоизменить: из квадрата сделать треугольник, прямоугольник и наоборот. Даются задания с последующим усложнением.
Одновременно с этим можно познакомить ребенка с понятием угол (там, где встречаются две палочки).
Игра «Поезд»
Цель: тренировать умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины – длине; обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по высоте).
Описание: Воспитатель предлагает детям построить из цветных деревянных палочек одного цвета поезд : 1 палочка – короткий, 2 палочки – длинный, 3 палочки – длиннее, далее знакомит детей с понятиями самый длинный, короче, самый короткий.
Аналогично, воспитатель знакомит с понятиями широкий и узкий, выкладывая палочки рядом друг с другом.
Далее игру можно усложнять, добавляя цвета, задавая какое-либо чередование палочек по цвету. Воспитатель начинает, а ребенок продолжает.
Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми;
Старшая и подготовительная к школе группа.
Упражнение «Лесенка»
Цель: Закрепление порядкового и обратного счёта.
Описание: Строим на столе лесенку из 10 элементов от меньшего к большему. Шагаем пальчиками по перекладинам и считаем туда и в обратном порядке;
Теперь выкладываем лесенку с пропущенными элементами: ребеночек заполняет пробелы;
Игра «Отражение в зеркале»
Цель: Развитие внимания и образного мышления.
Описание: взрослый выбирает элементы определенной длины, расцветки, укладывает их, а ребенок повторяет точно так же;
Игра «Возьми, сколько скажу».
Цель: тренировка слухового внимания и образного мышления.
Описание: Просим взять 2 любых элемента, но не синих; 3 красных, но не маленьких и т. д.
Игра «38 попугаев».
Цель: Тренировка логического мышления, умения наблюдать и делать умозаключения, проверять предположения опытным путём.
Описание: измеряем большими и маленькими палочками длину машинки, стола. Выясняем, каких палочек потребовалось больше; почему? и т. п. ;
Упражнение «Справа-слева» (Графический диктант).
Цель: Тренировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.
Описание: На листе А4 под диктовку воспитателя дети выкладывают узор из палочек : ПР. в центре – 3 красных, над красными – 2 зелёных, под красными – 1 жёлтая. и т. д.
2 вариант – выкладывание в ряд: 3 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо и т. д.
Задание «Столько же».
Цель: Тренировка слухового внимания, умения соотносить количество действий и предметов.
Описание: Педагог производит действие с инструкцией «Выложите на стол столько красных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши, жёлтых палочек столько, сколько раз я топну», и т. д.