Олеся Николаевна Мартынова
Задачи коррекционно-развивающего обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающую работу с детьми необходимо отличать от традиционных форм обучения дошкольников и школьников. Обучение – это то, что имеет конечной целью приобретение знаний, тогда как конечная цель коррекции – формирование функционального органа, либо целой функциональной системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу. Коррекционная работа должна предществовать обучению «особого» ребёнка и создавать те базисные системы, те психические структуры, на которых впоследствии и будет строится обучение. Иначе говоря, коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку определённых навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребёнку самостоятельно овладеть различными умениями. К базисным системам относятся произвольная регуляция и контроль поведения, системы пространственных и квазипространственных представлений, фонетического и кинестетического анализа и синтеза, тонкая моторика, объём и прочность восприятия и запоминания вербальных и зрительных стимулов, навыки логического мышления и коммуникативные умения. Некоторые из этих систем в норме должны быть уже сформированы к началу школьного обучения, другие (например, пространственные представления и навыки регуляции) ещё находятся в стадии становления. В силу сложности своего строения психическая функция никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранные составляющие. Также никогда не нарушаются все функции одновременно. Поэтому коррекцию, следуя луриевским принципам реабилитации, необходимо строить как переструктурирование нарушенной функции за счёт опоры на сохранные звенья. Задача коррекционно-развивающего обучения – создать вместе с ребёнком арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена.
Публикация «Задачи коррекционно-развивающего обучения» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие занятия необходимы школьникам, не успевающим в школе как из – за отставания в развитии отдельных психических функций (иногда сочетающегося с одарённостью в других областях, так и из – за общей психофизической ослабленности, а также детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб своему здоровью. Общим для всех этих групп детей является негативное отношение к обучению, страх неуспеха, неуверенность в своих силах, часто снижение самооценки. Психолого-педагогическое сопровождение таких детей является не просто оптимальным, но единственно возможным решением этих проблем.
Коррекционная работа с детьми предусматривает решение следующих задач :
- развитие когнитивных способностей (устранение учебной неуспешности);
- коррекция неблагоприятных личностных особенностей (поведенческих и эмоциональных проблем);
- развитие межличностных взаимодействий т коммуникативных умений;
- психолого- педагогическая и просветительская работа с родителями.
Комплексность задач коррекционно-развивающего обучения обуславливает необходимость комплексного подхода к их решению.
Коррекционная работа начинается с установления эмоционального контакта с ребёнком, выяснения его интересов, наличия сверхценных интересов, уровня мотивации, самооценки, толерантности к психическим нагрузкам, времени, в течение которого ребёнок может активно участвовать в занятии. Благодаря этому предварительному этапу коррекционно-развивающее обучение обеспечивает индивидуализированный подход к ребёнку,
Соответствующий особенностям его познавательной деятельности и личности. Только на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребёнка, но определяющей зону его ближайшего развития – то есть возможностей и необходимых условий для коррекции дефектов, может быть построена своевременная программа коррекционно-развивающего обучения. Эта программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определённой функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой – самофункционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов. Всё это ещё больше повышает требования к ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребёнка.
Методологическое преимущество нейропсихологического подхода к коррекционному воздействию, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципе системности. Он означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом. Этот принцип не исключает необходимости выбора основного, приоритетного направления работы на каждом этапе коррекции психики ребёнка на основе данных его комплексного нейропсихологического обследования.
Нейропсихологический подход к методам коррекционно-развивающего обучения предполагает в ходе специально организованного взаимодействия ребёнка и педагога развитие слабого звена при опоре на сильные звенья, для чего требуется взаимодействие сильных и слабых звеньев психики. Выявление слабого звена осуществляется на основе нейропсихологического обследования и анализа учебной деятельности ребёнка и её продуктов. В процессе взаимодействия взрослый берёт на себя сначала функции слабого звена ребёнка, а затем, в соответствии с закономерностями процесса интериоризации, постепенно передаёт их ребёнку с плавным переходом от совместного к самостоятельному действию, от действия, опосредованного внешними опорами, к интериоризованному действию; от развёрнутого поэлементного действия по внешней программе к свёрнутому действию по интериоризованной программе.
Отсюда вытекает принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку, проходящему коррекционно-развивающее обучение. Несмотря на сходство симптомов, выявляемых при нейропсихологическом обследовании, каждый ребёнок представляет собой индивидуальность с особенностями онтогенетического развития, условий жизни и воспитания, и, следовательно, со своими особенностями личности и психического функционирования.