Гузель Мирхайдарова
Задачи и содержание по эстетическому воспитанию детей 3-го года жизни.
▼ Скачать + Заказать документы
Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков рисовании. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на третьем году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере ещё не произвольны и проведение линий не контролируется зрением.
Публикация «Задачи и содержание по эстетическому воспитанию детей 3-го года жизни,» размещена в разделах
С ребенком третьего года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремиться воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями.
При постановке задач обучения рисованию учитываемся, что у детей трех летнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействиям на детей.
Что же предусматривает образовательная программа по эстетическому воспитанию в первой младшей группе?
- Это создавать предпосылки для эстетического развития детей. Вызывать у детей понимание прекрасного и воспитывать стремление и любовь к нему.
- Вызывать радостные переживания детей в связи с восприятием природы. Способствовать накапливанию у детей эстетических впечатлений. Начинать развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Начинать воспитывать у детей интерес к красоте природы, любовь и бережное отношение к растительному и животному миру.
Привлекать внимание детей к народной игрушке (дымковской, филимоновской, тверской, богородской и другим видам, формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Вызывать желание подействовать с игрушкой (посвистеть в свистульку, разобрать и собрать матрешку, поиграть с деревянными вкладышами и т. п.).
Познакомить детей с образами, характерными для русской игрушки (барышня, птица, конь, собака и т. п., которые встречаются в разных видах народного искусства. Побуждать детей проявлять личное эмоциональное отношение к изображенным на иллюстрации положительным и отрицательным персонажам.
Знакомить детей с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги — Васнецова Ю., Елисеева А, Рачева Е.
Занятия по рисованию и лепке должны приносить детям удовлетворение и доставлять радость. При обучении малышей очень важно не досаждать им своими наставлениями, а предоставлять возможность действовать самостоятельно.
Ребенок этого возраста хочет и может пытаться изображать что-то лишь в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Воспитатель должен создать благоприятные условия для рисования. Объяснить, как правильно пользоваться кисточкой, карандашом, фломастером, гуашью и оставлять «следы на бумаге»; объяснить назначение красок и кисти, понимать, знать особенности («правила») пользование кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски; видеть границы листа бумаги, страницы в книжке - раскраски, и контуры силуэтного рисунка. Сопровождать движение карандаша (кисти) словами ( Например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»).
А также содействовать появлению у детей интереса к лепке. Показать детям разнообразие материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша, познакомить с их свойствами (мягкое, пластичное). Объяснить опытным путем, что их можно (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубление пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т. д.).
Дети создают простейшие формы: раскатывают цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней, раскатывают шар (колобок) круговыми движениями ладоней - и слегка видоизменяют их — преобразовывают в иные формы (шар сплющивают в диск, цилиндр — в пластину, создавая при этом выразительные образы (мячики, яблочки, пряники, печенья, конфеты, червячки, жучки, карандашики); что вызывает у детей чувство радости и ощущение собственной значимости.