Валерия Запорожец
«Забавные перчатки». Куклы-перчатки
▼ Скачать + Заказать документы
«Забавные перчатки»
Речь пойдет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки – все одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.
Публикация «„Забавные перчатки“, Куклы-перчатки» размещена в разделах
- Варежки, перчатки. Игры и занятия
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2015
Использование Тренажер-Игрушки педагогической работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Цель: повышать тренировочно-игровую занимательность и стимуляции занятий и игр по мелкой моторике, тактильную чувствительность и координацию движений с учетом возрастных особенностей детей имеющих речевую патологию.
Задачи:
стимулировать речевую активность детей; развивать оптико-пространственное восприятие; обогащать воображение;
Описание, механизм действия.
Тренажер-Игрушка представляет собой перчатку с пятью сквозными пальчиковыми элементами и тыльной частью. При этом сама перчатка выполнена в художественном варианте (например, в виде животного,
Ребенок просовывает пальцы руки в отверстия сквозных элементов Тренажер- Игрушки «животного» (лапки, голова). Ладонная сторона руки остается открытой, а тыльная является корпусом игрушки в виде черепашки, собачки, лисички и т. д. Ребенок начинает играть, повторяя действия и поведение животного, образ которого у него на руке. За счет активности работыпальцев «животное» двигается вперед, назад, вправо, влево, соединяет «лапки», и т. д.
Принципы:
-принцип занимательности – именно развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности, способствует созданию защитных механизмов, осуществлению мощной психоэмоциональной разрядки – и у ребенка возникают положительные эмоциональные ощущения. Чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем увереннее, уютнее он ощущает себя в этих играх;
-принцип новизны - использование игрушек стимулируют ребенка не только использовать на практике полученные знания, но и стимулируют к приобретению новых знаний;
-принцип комплексности – решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи подразумевает планирование ее с учетом взаимодействия всех факторов, времени и формы проведения;
-принцип постепенной усложненности – т. е. ненавязчиво, а в игре ребенок поэтапно совершенствует свои движения;
-принцип сотрудничества – в использовании Тренажер-Игрушек очень важна атмосфера доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Критерии эффективности:
Используя Тренажер-Игрушки в практической деятельности с детьми, отягощенными речевой патологией ориентируюсь на критерии эффективности. То есть, что должно быть сформировано в результате использования Тренажер-Игрушек: умение ребенка вовлечь все пальцы обеих рук в движение с Тренажер- Игрушкой, что является показателем гибкости и ловкости пальцев и кисти рук; способность ребенка самостоятельно создавать игровую среду на основе инициативы, организаторских и творческих способностей; сопровождать движение с Тренажер-Игрушкой словесным пояснением, используя прямую и косвенную речь, составление сюжета с фабульным развитием действия; умение ребенка договариваться с партнером, совместно продумывать свои действия.
Формы работы с применением Тренажер-Игрушки.
Работу детей с Тренажер-Игрушкой выстраиваю индивидуально, под группами в парах. Тренажер-Игрушку я использую: в различных играх, с массажными мячами массажными ковриками, при выполнении пальчиковых и ручных упражнений; в сочетании с настольно-печатными играми (лото, кубики, конструктор, шнуровки, мозаики, и др. ; в играх-инсценировках, когда на занимательно-игровой основе логично сочетаются движения рук, пальцев с соответствующими игровому содержанию стихами, песенками, рифмами и даже с сюжетом знакомых сказок. Творческие игры с Тренажер-Игрушками вовлекают детей и дети от имени персонажа, который у них на руке, выстраивают диалоги, монологи между героями известных сказок, придумывают свой сюжет. Все это развивает воображение, образное мышление, фантазию, внимание, наблюдательность, выдержку.
Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и умений детей раннего возраста посредством театрально-игровой деятельности.
Задачи: учить сочетать речь и движения, используя художественные произведения, подражать взрослому, понимать смысл речи; воспитывать готовность к общению с окружающими; развивать навыки диалогической речи; пробуждать интерес к театрализованной игре, желание участвовать в ней; развивать речь, тактильно-кинетическую чувствительность; обогащать сенсорный опыт; развивать творческие способности, внимание, память, мышление и другие психические процессы, мелкую моторику пальцев рук; удовлетворять потребность в разнообразных эмоционально насыщенных переживаниях; поддерживать самостоятельность; вовлекать детей в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.
Принципы работы театра «Забавные перчатки»
• Занимательность-чем больше положительных эмоций, тем увереннее, уютнее, радостнее, комфортнее ребёнок ощущает себя.
• Новизна-тренажёр позволяет вовлечь ребёнка в непосредственно образовательную деятельность, формирует у него желание выполнять поставленные задачи.
• Доступность-деятельность с тренажёром строится с учётом возрастных особенностей детей.
• Постепенное усложнение-ребёнок ненавязчиво и поэтапно совершенствует движения.
• Наглядность-показ упражнений (артикуляционных, пальчиковой гимнастики и др.) подтверждает объяснение и помогает правильно их выполнять.
• Систематичность и последовательность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса.
• Оздоровительная направленность обеспечивает оптимизацию двигательной активности, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Направленность используемых методов и приёмов обучения
• Обогащение и уточнения словаря: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами; поручения, предполагающие ответ действием (пройди по дорожке, надень сапожки и т. д.).
• Активизация словаря: вопросы и ответы, дидактические упражнения; договаривание нужных слов; сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей.
• Развитие слухового восприятия: музыкально-ритмические упражнения; подвижные игры.
• Формирование правильного звукопроизношения: артикуляционная гимнастика; упражнения на звукоподражание; использование звуков-«песок»; словесные игры; дыхательная и пальчиковая гимнастика.
• Развитие понимания речи и навыков связной речи: рассказывание и чтение сказок, обыгрывание сказок, потешек, авторских произведений; имитационные упражнения, сопровождаемые речью.
• Возникновение и поддерживание положительных эмоций, повышение эмоционального тонуса.
• Развитие тактильно-кинетической чувствительности, сенсорного опыта, умения прислушиваться к своим ощущениям.
• Обеспечение содержательного общения со взрослыми и сверстниками.
Все занятия, как правило, строится на материале песенки, потешки, пальчиковых игр и т. д. Дети проговаривают слова и сопровождают их движениями рук. Использование этого материала стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению материала благодаря не произвольному запоминанию.
Ребёнок раннего возраста не может долго заниматься одним видом деятельности, поэтому вся деятельность в театре «Забавные перчатки» разработана с частой сменой видов деятельности.
Одним из эффективных способов активизации детей раннего возраста является пробуждение интереса к происходящему. Для них практически не имеют смысла словесное объяснение, логические доводы и т. д. Гораздо понятнее конкретная ситуация, собственные манипуляции с предметами и предметно-манипулятивные игры, звукоподражания, элементы драматизации. Всё это есть в театре «Забавные перчатки», работу в котором выстраиваю индивидуально, по подгруппами, в парах или коллективно.
Вся работа происходит в несколько этапов.
На первом этапе дети знакомятся с тренажёром-перчаткой и обыгрываемым персонажем, выполняют простые действия с ними: зайка прыгает, мишка топает и т. д. Все эти упражнение малыши проделывают сами пальчиками или на столе, или на тренажёрных ковриках. На этом же этапе тренажёр-перчатка начинает использоваться в подвижных играх малышей.
На втором этапе тренажёр-игрушка применяется для обыгрывания потешек, песенок, стишков, содержание которых позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательными действиями. Эти произведения можно легко инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют активной речью: под рассказ воспитателя изображают действия обыгрываемых персонажей.
Третий этап-проведение игр-драматизаций. Все произведения подбираются в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). Проведению игр-драматизаций предшествует серия подготовительных игр.
Таким образом, работа с использованием тренажёра-игрушки «Забавные перчатки» обеспечивает развитие коммуникативной функции, совершенствование коммуникативно-речевых навыков и умений детей раннего возраста, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья посредством реализации методов и приёмов театрализованной деятельности.