Галина Максименко
«За здоровьем в детский сад!» Сообщение из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - одна из самых актуальных ценностей в нашей жизни. Все мы хотим, чтобы наш ребенок был сильным, бодрым: чтобы он мог играть с ребятами во дворе и не болеть. Частые болезни являются причинами отставания в росте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым.
Публикация «„За здоровьем в детский сад!“ Сообщение из опыта работы» размещена в разделах
На формирование детских интересов заметно влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению малышей подвижными играми, упражнениями.
Детские сады и семья призваны в раннем возрасте, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
В настоящее время очень выросло количество детей с плохим здоровьем, становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Причин множество, но, наверное, самая основная — это малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем -просмотром телепередач или видеофильмов. Особое внимание наши родители сейчас уделяют развитию интелектуальных, умственных способностей, и забывают о том, ранний возраст- это активное движение. Вполне понятно: родители устали на работе, хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, расшалившись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит —спокойнее будет. Однако….
Движение - врожденная потребность человека. Если оно будет не удовлетворено, пострадает здоровье ребенка.
Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно
служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Задача детского сада – приобщить детей к активным занятиям физической культурой, поддерживать и закреплять естественный интерес к движениям.
Чтобы наши детки росли здоровыми, мы применяем такие методы:
Средства двигательной направленности:
Физические упражнения;
Физкультминутки;
Гимнастика (оздоровительная после сна);
Пальчиковая гимнастика, дыхательная, корригирующая;
Подвижные и спортивные игры;
Самомассаж;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в раннем возрасте.
Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные
для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Очень важно с раннего детства прививать детворе культурно-гигиенические навыки.
И эта проблема является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков
разработан перспективный план,– это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок,рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
2. Обучение уходу за своим телом.
Гигиеническая культура также же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья.
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.
Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расческа, своя постель, свой носовой платок, свое полотенце. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Через игру мы постепенно подводим ребенка к тому, для чего необходимо проводить ту или иную процедуру. Способствуют этому дидактические игры, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в книгах, беседы. Наша любимая игра- «Провокация». Мы намеренно путаем некоторые действия, а дети нас поправляют. И эту игру наши детки очень любят.
Наши ребята ни за что не сядут за стол с немытыми руками, да еще и расскажут, почему надо мыть ручки с мылом. (На ручках живут микробы).Девчонкам нашим обязательно надо навести «красоту», да и мальчишки от них не отстают.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности.
Очень важны для здорового образа жизни физкультурные занятия. На них детвора учится выносливости, ловкости. Дети с удовольствием подражают персонажам из сказок: петушку, медвежонку, зайчонку. Очень любят выполнять движения под, придуманный воспитателем, рассказ: «Путешествие в лес», «В гости к Мишутке».Вся двигательная деятельность направлена на определенную цель, задачу: «Подолзи до погремушки», «Пройди по дорожке» и т. д.
Наша детвора ждет каждое физкультурное занятие с нетерпением: ведь мы играем в чемпионов. А чтобы стать сильным и ловким нужно делать зарядку.
4. Двигательная деятельность –это и подвижные, хороводные игры, что является немаловажным в приобщении к здоровому образу жизни. Помогает нам в этом картотеки подвижных и хороводных игр. Ведь активный ребенок- здоровый ребенок!
Наша детвора, проснувшись проходят по различным «дорожкам здоровья»(с пуговицами, крупами, палочками, камушками и т. д.)- для профилактики плоскостопия. Совсем недавно мы проводили конкурс «Нетрадиционное физ. оборудование своими руками». Родители приняли в нем активное участие. И мы активно используем эти приспособления для оздоровления детворы.
5. Оздоровительные силы природы также имеют огромное значение для здоровья детей это :
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
Солнечные и воздушные ванны- сон при открытых формугах, прогулки без маечек, высаживания на горшки после сна в трусиках и маечках.
Водные процедуры- обливания, игры с водой.
Фитотерапия. В нашей группе мы активно используем аромалампу с эфирными маслами в период массовых простудных заболеваний. Используем
Витаминотерапия- ребята любят помимо фруктов кушать лучок, ведь там витаминки!
Закаливание- ходьба босичком во время летних прогулок с последующим омыванием ножек и ручек контрастной водичкой.
Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж.
Мы нашли в интернете подборку очень интересных и подходящих к нашему возрасту картотеку самомассажа. Очень нравится деткам такие упражнения как: «2 робкие Наталочки», «Снеговик», «У Маланьи, у старушки» и т. д. Массаж делаем 1-2 раза в день.
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.
Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе имеется картотека пальчиковых игр книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами и т. д. Также очень хорошая подборка дидактических игр для развития мелкой моторики: «Бусы»(крупные, средние) и т. д.
6. Также в своей работе мы используем дыхательные упражнения( «Гуси шипят», «Насос», «Мотор», «Кошечка» и т. д., игры по профилактике простудных заболеваний.
Всем отлично известно, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:
Личная гигиена;
Проветривание;
Влажная уборка;
Режим питания;
Правильное мытье рук;
Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры,беседы с врачом
Для родителей в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:
предлагаем папки-передвижки;
проводим анкетирования.
Подготовленна папка «Доктор Айболит», в которой собранны рекомендации, народные средства по профилактике простудных заболеваний и многое другое. Также составлена папочка с рекомендациями, консультациями, памятками по привитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – вырастить и воспитывать здоровых, умных, веселых детей.