Зульфия Муракаева
Этюды для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Этюды
На внимание
Предлагается детям рассмотреть фишки в коробке, затем выбрать те, которые просит взрослый (3 – 4) разных цветов.
Ребёнок рассматривает картину, затем, когда её убирают, рассказывает, что на ней было нарисовано.
На веру, наивность, фантазию.
Предлагаем детям ходить по полу, как по луже, по грязи, по горячему, раскалённому песку.
Играем с детьми в различные игры: в лошадки, в машинку, в пожарных.
На выразительность жеста М. Чистяковой
Публикация «Этюды для детей» размещена в разделах
«Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут вверх.
«Иди ко мне». Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить.
«Уходи!». Ребёнок отталкивает другого ребёнка.
«До свидания». От пристани отходит белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидание!» «До встречи!».
На выражение основных эмоций
«Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает о чём они разговаривают.
Выразительные движения: Голова наклонена в одну сторону, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.
Поза: Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонен вперёд.
«Вкусные конфеты». У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она по очереди протягивает её детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажку и кладут конфету в рот.
Мимика. Жевательные движения. Улыбка.
«Новая кукла». Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
Звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
«Лисёнок боится». Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да тут глубоко.
Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
«Ваське стыдно». Жила – была девочка Галя. У неё была кукла «Таня». Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Один раз положила свою куклу спать в кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил её на пол. Пришла Галя, увидала, что её кукла лежит на полу, стала ругать Ваську.
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
На сопоставление различных черт характера.
«Молчок». Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришёл Молчок –
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка – прыг да скок.
До чего же осмелел.
Даже песенку запел.
Ребёнок исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем согласно тексту преображается: прыгает вокруг стула, а потом поёт знакомую какую – нибудь песенку.
С куклой на ширме.
1. По грядке (по краю ширме) идёт кукла Маша, останавливается в центре ширмы, оглядывается по сторонам, кого – то ищет, не найдя идёт дальше.
2. Бежит мышка, увидела кусочек сыра, остановилась, понюхала, оббежала сыр справа и слева, замерла на месте, убежала. Вскоре с другой мышкой вернулась. Вторая мышка повторяет движения первой.
3. Дед идёт по ширме. Увидев репку, останавливается, рассматривает её со всех сторон. Пытается вытащить, но понимает, что одному не справится. Медленно по ширме идёт бабка. Диалог бабки и деда.
Работая над этим этюдом, объясняем детям: когда две или более кукол одновременно находятся не ширме и между ними происходит диалог, то в такт тексту покачивается та кукла, которая в это время «говорит».
На выразительность жеста
«Это я! Это моё!» Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук. Бабушка спрашивает: «Где Витя?»(называет имя играющего, «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» и т. д. Ребёнок отвечает жестом.
«Отдай!» Ребёнок требует отдать ему игрушку.
На тренировку отдельных групп мышц
1.«Сосулька»
У нас под крышей (руки над головой)
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт, (уронить расслабленные руки и присесть)
Гвоздь упадёт.
2.«Шалтай – болтай»
Шалтай – болтай
Сидел на стене.
Шалтай – болтай
Свалился во сне.
Ребёнок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» резко наклонить корпус.
«Петрушка прыгает» Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. Этюд сопровождается музыкой.
На выражение эмоций
«Удивление». Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
«Цветок». Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
«Северный полюс». У девочки Жени был волшебный цветик – семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя цветик – семицветик, оторвала лепесток и сказала:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по – моему вели.
Вели, чтобы я была на Северном полюсе! Женя оказалась на Северном полюсе, а мороз там 100.
«Сердитый дедушка». К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошёл гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушёл за калитку. А если из леса придёт волк, что будет с Петей?
«Провинившийся». Мальчик разбил вазу, мама его ругает. Он чувствует свою вину.
Игры на развитие внимания
«Будь внимателен!». Цель игры: Стимулировать внимание. Учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под «Мари» С. Прокофьева. Затем на слове «зайчики», произнесённое ведущим, дети должны начать прыгать, на слове «лошадки» - имитировать удары «копытом» пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.
«Канон для малышей». Цель игры: Развивать волевое внимание.
Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезёнушко» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встаёт и т. д.
Игры на развитие памяти
«Запомни своё место». Цель игры: Развивать моторно – слуховую память.
Дети стоят в кругу или разных углах зала, каждый должен запомнить своё место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, с окончанием музыки разбегаются на свои места.
«Запомни свою позу». Цель игры: та же.
Дети стоят в углу или в разных углах зала. Каждый ребёнок должен встать в какую – нибудь позу и запомнить её. Как только зазвучит музыка, все дети разбегаются, с её окончанием они разбегаются на свои места и встают в ту же позу.
Игры на преодоление двигательного
автоматизма
«Флажок». Играющие ходят по залу под музыку. Когда ведущий поднимает вверх флажок, все должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.