Мария Васильева
Консультация для родителей «Роль музыки в развитии малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Как слушать музыку?
Непременное условие - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа. Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и «Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы. Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка? Но что делать, если вы не владеете этими навыками?
Публикация «Консультация для родителей „Роль музыки в развитии малышей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
На втором и третьем году жизни
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т. д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т. д. Одно занятие – 4-5 мин. Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится. Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.
Музыкальный репертуар для детей 2-3 года жизни
Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их «знакомых» изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: «Птички», муз. Т. Ломовой или муз. Г. Фрида; «Воробей» А. Руббаха или Е. Тиличеевой; «Кошка» Е. Тиличеевой, «Большая собака» М. Раухвергера; «Медведь» Д. Шостаковича или Е. Тиличеевой или В. Ребикова; «Мишка» М. Раухвергера или Г. Фрида; «Дождик» Г. Лобачева или В. Фере, «Машина» («Езда в машине») Г. Фрида; «Автомобиль» М. Раухвергера. Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок. Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни добавляем пьесы А. Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П. Чайковского, «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э. Грига «Птичка»; музыку В. Моцарта. Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни. Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе «Малыш» В. Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, а также музыку И. С. Ваха, К. Дакена, И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига, Д. Дворжака.
Музыкальное движение. Пляски.
Первый год жизни В 6 месяцев мама может поплясать с малышом, держа его на руках. Движения: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку, т. е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись в каждом куплете – т. е. в начале каждого куплета. Музыка: можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко). Затем усложняем задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Двухчастная форма – это музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема АВ). Части контрастны, отличаются новым музыкальным материалом (мелодией, могут отличаться темпом (медленно- быстро, динамическими оттенками (тише-громче) и т. д. Например: «Где ты, заинька?». 1 часть музыки: ребенок сидит. Мама и малыш хлопают в ладоши. Мама поет: Хлопай, хлоп, хлоп, хлоп (4 хлопка) Хлопай хлоп, хлоп, хлоп. (4 хлопка) 2 часть музыки: Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). За этой пляской закрепляется определенная музыка. Она не должна звучать в других плясках. Движения первой и второй части все время неизменны: Первая часть – хлопки; вторая часть – ручки пляшут. Тогда в начале второго года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку. Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Для этой пляски очень рекомендуем белорусскую народную плясовую «Юрочка». Второй год жизни Малыши на втором году очень любят пляску «Айда!». Мама беретребенка за обе руки, поет и пляшет. 1 часть (А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда 2 часть (В) Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали. (2 строчки повторяются 2 раза) Ай Первая часть (А): мами малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь в право влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают Айда. 2 Часть (В) Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину. Третий год жизни Отметим, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Схема: (АВА). Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись, а мама лишь поет, то малыш пляшет сам, без ее участия. К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой, держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой. Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем ребенка, чтобы он поплясал; обещаем мороженое-пирожное, «живую собаку», «покатать на большом велосипеде» - ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: «Он умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!» Вовочка и не думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное – вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова «Не бойся!» и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом. А мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть. Внимание! Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко. Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.
Игра
Игра – ведущий вид деятельности детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка. Игр очень много, они разные – и по задачам, и по возрастным возможностям. Прятки и «догонялки» составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году жизни. Так, например, ребенку 4 месяца. Мама, стоя у кроватки, «прячется» за прозрачный платочек. «Ку-ку! Нашлась!» 6 месяцев. Малыш прячется сам или прячет игрушку за прозрачный платочек. «Спрятались и нашлись!» Все рады, хлопают в ладошки. Год и 8 месяцев. Игра «Мишка». Мишка лежит на скамеечке или стульчике - «спит». Мама и ребенок идут к мишке. Мама поет: Мишка, мишка, что ты долго спишь? Мишка, мишка, что ты так храпишь? Мишка, мишка, мишенька, вставай. Мишка, мишка, с нами поиграй! Мишка «рычит», сердится; мама и малыш убегают, прячутся. Мишка ходит, ищет их. Игрушечным мишкой управляет кто-нибудь из взрослых. Мишка «не нашел», ушел спать. Игра повторяется 2-3 раза. Наконец, мишка «нашел» спрятавшихся, соглашается поплясать, а затем пляшут все. Игра хороша тем, что ребенок начинает подпевать слово «мишка», повторяющиеся много раз, т. е. игра и песенка стимулируют подпевание. В игре есть догонялки и прятки, так любимые маленькими детьми. К концу третьего года жизни ребенок может участвовать в игре, где 3-5 музыкальных пьес. Малыш сам, ориентируясь только на звучащую музыку, без мамы и без подсказывающего пения, изображает птичку. На каждое действие птички звучит отдельная пьеса. Птичка-малыш то «спит», то «летает», то «зернышки клюет», то быстро «улетает в гнездышко», так как звучит пьеса «Автомобиль» или «Большая собака». На ваш вопрос: «Почему птичка так быстро улетела?», ребенок отвечает: «Автомобиль» или «Собака», то есть малыш узнает музыку. Подобрать игры по возрасту можно в музыкальных сборниках для детского сада. Пусть ваш ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь. Если вы хотите, чтобы ваш малыш продолжил музыкальное образование уже за пределами своей детской, имейте в виду, что некоторые музыкальные школы Москвы принимают в подготовительные классы детей, начиная с четырех или даже с трех лет.