Екатерина Фролова
Этнокультурный групповой мини-музей «Матрешка — русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини музея.
Этнокультурный групповой мини-музей «Матрешка - русская народная игрушка»
Пояснительная записка
«Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда можно рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал Ушинский.
Публикация «Этнокультурный групповой мини-музей „Матрешка — русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В наше время знакомство детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями является одной из актуальных задач воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть духовной и материальной культуры. Мы создали групповой мини-музей «Матрешка - русская народная игрушка» с целью приобщения дошкольников к истокам народной культуры.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея : «Матрешка русская народная игрушка»
Цель: Формировать у детей представления о народных промыслах России (на примере русской матрешки)
Задачи:
• дать представления о русской народной игрушке – матрешке;
• дать элементарное представление об истории возникновения игрушки;
• вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным;
• обогатить предметно-развивающую среду группы; познакомить детей с историей русской деревянной игрушки в виде куклы и предметами национальной одежды (сарафан, платок, рубашка, фартук);
• закреплять представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
• способствовать освоить элементы декоративного узора (прямые линии, точки, круги, ритм и чередование элементов);
• привлекать внимание детей к теме, используя современные технические средства обучения.
• воспитывать в детях уважительное отношение к людям, родной стране;
• привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников.
Адресность: материалы мини-музея предназначены для воспитанников старшей – подготовительной групп и их родителей.
Формы деятельности:
- поисковая;
- проектная;
- экспозиционная;
- познавательная.
План создания и работы музея:
1. Подготовительный этап
Беседы с родителями.
Определение темы и названия музея.
Выбор места для размещения.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип наглядности;
• Принцип доступности;
• Вариативности;
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
• Принцип опоры на интересы ребенка.
Мини-музей организован в 2019 г.
Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены различные виды матрешек.
Площадь, занятая под экспозицию: выделены полки в социально-патриотическом центре группы. Коллекции матрешек (деревянных, мягких, из воздушного пластилина) доступны для детских игр и творчества. Также представлена тематическая детская литература, альбомы «История матрешки», «Авторская матрешка», «История создания матрешки», «История появления русской матрешки»; электронная презентация «История русской матрешки», дидактические игры «Наряди матрешку», «Помоги матрешке найти букет», «Собери матрешку».
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап Беседы с родителями 25сентября2019 года 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
2. Практический этап Сбор и изготовление экспонатов.
Оформление выставки.
Индивидуальная работа с детьми. 26 сентября —20 февраля 2020 года
Создание мини-музея
3. Подведение итогов Выставка экспонатов мини-музея
Перспектива развития мини-музея : планируется пополнить экспозицию деревянными матрешками, матрешками, выполненными из других современных материалов. Также в планах - шире задействовать в работе музея информационно-коммуникативныетехнологии.
Проводить ознакомительные экскурсии для других возрастных групп детского сада.
Паспорт мини-музея
«Матрёшка – русская народная игрушка»
Направленность мини-музея : этнокультурное воспитание детей старшего и подготовительного возраста.
Профиль: социально – коммуникативное,художественно – эстетическое, познавательное развитие.
Характеристика места расположения, условия: в доступном для детей месте, на полках располагаются экспонаты, часть кукол размещены на магнитной доске.
Разделы мини-музея
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/временное хранение
1 Матрешка «Ромашка»
12.11.2015 Постоянное/
2 Матрешка «Неделька» 12.11.2019 Постоянное.
3 Матрешка «Семья» 12.12.2020 Постоянное.
4 Матрешка «Веселые зверята» 12.02.2020 Постоянно
5 Матрешка «Сплюшка» (папье-маше) 12.11.2019 Постоянное.
6 Матрешка «Сударыня» 10.02 2020 Постоянно
7 Матрешка «Зима» 10.03.2020 Постоянно
8 Матрешка «Русская красавица» 05.03.2020 Постоянное.
9 Матрешка «Цветок» 12.11.2019 Постоянное
10 Матрёшка «Машенька». 12.11.2019 Постоянное
11 Матрешка «Веселые подружки»17.11.2019 Постоянное
12 Матрешка «Расписной платок» 12.11.2019 Постоянное
13 Матрешка «Спунья» (фетр) 12.02.2020 Постоянное
14 Матрешка «Забавные полоски» 12.11.2019 Постоянное
15 Матрешки «Сестры матрешки» (магниты на холодильник)17.02.2020 Постоянное
«Деревянные матрешки», «Матрешки из воздушного пластилина», «Матрешки из фетра» Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций игрушек. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
«Библиотека»
Загадки, стихи и авторские произведения о матрешках «Сказки бабушки Матрены», альбомы «История появления русской матрёшки», «История создания русской матрешки», альбом «Авторская матрешка», данные материалы могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Дидактические игры «Наряди матрешку», «Помоги матрешке найти букет»
«Собери матрешку». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
ИКТ
Э/презентация «История создания русской матрешки»