Папки-передвижки

Этнокультурное воспитание дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности

Глущенко Жанна
Этнокультурное воспитание дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глущенко Жанна Александровна, музыкальный руководитель

МАДОУ «Малыш» с. Творогово Кабанского района

Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах

Аннотация. В статье обобщается практический опыт по приобщению детей дошкольного возраста к культуре, традициям и обычаям бурятского народа, через устное народное творчество (легенды, сказки, пословицы, поговорки, считалки и т. д.).

Ключевые слова. Региональный компонент, этнокультурное воспитание, театрализация, драматизация.

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Дошкольный возраст – это период приобретения ребенком общечеловеческих духовных ценностей, основ личной культуры. Федеральные общеобразовательные стандарты большое внимание уделяют этнокультурному развитию детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом как своего народа, так и народа, с которым рядом мы проживаем. Это весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств. Приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания, способствует к расширению знаний о родном крае, национальной культуре. Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Работа по этнокультурному обучению более эффективна, если педагог сам увлечен и компетентен в этой сфере.

Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании дошкольников является фольклор - древний пласт культуры, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Меня очень заинтересовал вопрос о том, что наши дети знают о том месте, где они живут. Ведь мы живем на берегу очень значимого места – на берегу озера Байкал. Существует много легенд, сказок о Байкале. На этом материале мной был разработан проект «Мой край у Байкала». Проблема: недостаточный уровень знаний о фольклоре Байкала.

Задачи:

1 - Расширять знания детей об озере Байкал, через фольклорные, авторские литературные произведения;

2 - Развивать связную речь дошкольников, через театральную деятельность используя пословицы, поговорки, загадки.

Вид: долгосрочный.

Длительность: 16 недель.

Тип: творческо-познавательный, музыкально-театрализованный.

Предполагаемые результаты проекта:

- У детей расширятся знания о озере Байкал; обогатится и активизируется словарь по теме;

- Дети познакомятся со сказками про озеро Байкал; легендами; стихотворениями; загадками; пословицами;

- Дети освоят средства образной выразительности (смогут передавать характер сказочного героя, с помощью мимики, жестов, интонации);

- У детей появится умение использовать свою связную речь в обращении к зрителям (монолог) и строить со сверстником диалог.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта – «Подготовительный».

- На этом этапе происходит подбор фольклора про озеро Байкал (сказки, легенды, стихотворения, загадки про Байкал);

- изучение литературы по теме проекта;

- изучение Интернет-ресурсов по теме проекта;

- разработка сценария «Легенда о Байкале и о дочери его красавице Ангаре». - изготовление масок, атрибутов костюмов к музыкально-театрализованному представлению;

2 этап проекта – «Практический»

- На этом этапе проекта проводится с детьми беседа про озеро Байкал: «Чудо озеро Байкал» Цель: развивать познавательный интерес к озеру Байкал.

- Рассматривание иллюстраций, фотографий про озеро Байкал;

- Чтение и знакомство со сказками: «Как появился Байкал», «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка», «Дочь Байкала Ангара и богатырь Енисей»;

- Заучивание наизусть пословиц, поговорок, загадок, считалок о Байкале.

3 этап проекта – «Заключительный – творческий»

- музыкально-театрализованное представление «Легенда о Байкале и его дочери красавице Ангаре».

Ведущая: Давным-давно живет на белом свете

Озеро – море, Байкал!

Ведь оно самое древнее, самое глубокое,

Самое большое озеро на Земле.

Немало сложено о нем легенд и песен.

И сегодня, вы увидите и услышите старинную легенду о Байкале и о его дочери, красавице Ангаре.

Звучит «Песня Байкала».

Ведущая: В нашей стороне сибирской

Славен силой богатырской.

Жил да был Байкал седой

С чистой, светлою водой.

Звучит музыка, выходит Байкал.

Байкал: Меня зовут Байкалом, Байкюлем и Бэйхаем

И мне дано немало таинственных имен.

В преданьях и легендах Байкал старик суровый,

А я на самом деле задорный, молодой.

И неспроста шумливый, порывистый, веселый

Ведь я живой наполнен и не простой водой.

Звучит музыка, Байкал садится на трон. Входит шаман и садится рядом с Байкалом.

Ведущая: Сегодня на берегу Байкала

Легенду тайга мне рассказала.

Легенда – о могучем Байкале – отце.

И дочери его красавице - Ангаре.

Под музыку выходит Ангара.

Ангара: Я, царица сверкающих вод

Я, красавица дикого края.

Мчатся воды мои, все вперед

Быстро к северу, гордо сияя.

Танец приветственный, исполняют девочки с ходоками.

Ведущая: Любуясь собственною дочкой

И днем, и даже темной ночкой

Байкал мечтать стал неспроста

Выдать замуж ее за богатыря.

Байкал: Объявляю богатырский турнир

Чтоб выбрать лучшего на весь мир!

Ведущая: И вот на богатырский турнир,

Собрались богатыри, реки Сибири.

Под музыку выходят богатыри.

Входит Иркут, в руках у него сундук.

Река Иркут: В чистых струях Иркута

Сказки гор несет вода

Прими, Батюшка Байкал

Дар бесценных гордых скал.

Мальчик Иркут, достает из сундука голубой шарф и преподносит его в дар Байкалу. Байкал набрасывает шарф дочери Ангаре.

Входит второй мальчик со шкатулкой.

Река-Баргузин: Я - река Баргузин

Я – река Богатырь.

Много во мне чистейшей воды и сил.

Я пришел Ангару покорить

Богатством бесценным ее одарить!

Открывает шкатулку, преподносит Ангаре бусы.

Входит третий мальчик, с банкой песка.

Река Тулун: Голубизна воды и неба,

И горы с соснами вокруг;

Примите в дар со дна речного

Чистейший, золотой песок.

Тулун преподносит дары.

Входит 4 мальчик, с цветами.

Река Енисей: Есть много рек неугомонных, буйных, диких,

У рек - у каждого характер, глубь и ширь.

Они как люди, не бывает рек безликих

Лик Енисея – Ясноокий Богатырь.

Преподносит цветы Ангаре.

Река Енисей: Все победы для тебя

Синеокая Ангара.

Дарю тебе цветок красивый,

Хочу назвать своей любимой.

Байкал: Ну, богатыри покажите свою удаль и силу.

Танец богатырей.

Байкал: Вот что, моя дорогая дочь,

Лучшего жениха

Чем Иркут, тебе не найти.

За него ты и должна замуж пойти.

Ангара сбрасывает шарф и подходит к Енисею. Богатыри реки кланяются Байкалу уходят.

Ведущая: Но красавица Ангара воспротивилась воле отца.

Ангара: Не надо мне его,

Лучше останусь до старости одна.

Байкал: Ах, так! Уходи с глаз моих прочь

Непокорная дочь.

Ангара отходит в сторону. Байкал обращается к Шаману.

Байкал: Не пускай Ангару из дому,

Глаз с нее не своди

И строго за ней следи.

Ведущая: Ангара же о прекрасном богатыре мечтала.

Ангара: Вот бы мне попасть скорее,

Там, где правит Енисей.

Подходит, садится рядом с Байкалом. Мальчик шаман танцует с бубном.

Ведущая: Вот однажды темной ночью

Уснул Байкал, устал он очень.

Лишь Ангара, не спит, трепещит.

В путь дальний собралась и точка.

Собирается в путь

Ангара: Прощай, отец, прости ты дочку!

Под плеск волн уходит.

Ведущая: Услышав плеск, проснулся шаман

Проснувшись, громко закричал.

Шаман: Проснись скорей седой Байкал,

Сбежала дочка Ангара.

Ведущая: Байкала воды встрепенулись

Седые брови вверх взметнулись.

Сверкнули молнией глаза,

И в небе вспыхнула гроза.

Вскочил с трона взбешенный Байкал

И страшным голосом он закричал.

Байкал: Остановись, ты дочь моя,

На старости не покидай меня!

Ведущая: И издали услышал он ответ.

Ангара: Прости, отец!

Но мне покоя нет.

О Енисее лишь мои все мысли,

Люблю его, я больше своей жизни.

Ведущая: В дикой злобе Байкал

С горы камень сдвинул,

И Ангаре вдогонку камень бросил.

Байкал бросает камень, звучит грозная музыка.

Ведущая: Упал в исток камень,

Порыв любви с сердца – пламень.

Напрасно Байкал

Свирепствовал и бушевал,

Взметая волны между скал.

Много лет прошло с тех пор, камень который бросил вслед Ангаре, Байкал, люди прозвали Шаман – камень, а Енисей и Ангара, нашли наконец свое счастье.

Выходят все дети на поклон.

Литература:

1. В. Стародумов «Сказки озера Байкал»;

2. Н. Есипенок sv-scena.ru›Buki/Bayikala-ozyera-skazki.html

3. baikalru.ru›baikal/skazki-legendy-zagadki/baikala.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельностиВзаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности Чтобы привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в нашей группе мы используем разнообразные.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 05:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Глущенко Жанна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД