Глущенко Жанна
Этнокультурное воспитание дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глущенко Жанна Александровна, музыкальный руководитель
МАДОУ «Малыш» с. Творогово Кабанского района
Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2023
Аннотация. В статье обобщается практический опыт по приобщению детей дошкольного возраста к культуре, традициям и обычаям бурятского народа, через устное народное творчество (легенды, сказки, пословицы, поговорки, считалки и т. д.).
Ключевые слова. Региональный компонент, этнокультурное воспитание, театрализация, драматизация.
Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Дошкольный возраст – это период приобретения ребенком общечеловеческих духовных ценностей, основ личной культуры. Федеральные общеобразовательные стандарты большое внимание уделяют этнокультурному развитию детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом как своего народа, так и народа, с которым рядом мы проживаем. Это весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств. Приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания, способствует к расширению знаний о родном крае, национальной культуре. Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Работа по этнокультурному обучению более эффективна, если педагог сам увлечен и компетентен в этой сфере.
Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании дошкольников является фольклор - древний пласт культуры, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Меня очень заинтересовал вопрос о том, что наши дети знают о том месте, где они живут. Ведь мы живем на берегу очень значимого места – на берегу озера Байкал. Существует много легенд, сказок о Байкале. На этом материале мной был разработан проект «Мой край у Байкала». Проблема: недостаточный уровень знаний о фольклоре Байкала.
Задачи:
1 - Расширять знания детей об озере Байкал, через фольклорные, авторские литературные произведения;
2 - Развивать связную речь дошкольников, через театральную деятельность используя пословицы, поговорки, загадки.
Вид: долгосрочный.
Длительность: 16 недель.
Тип: творческо-познавательный, музыкально-театрализованный.
Предполагаемые результаты проекта:
- У детей расширятся знания о озере Байкал; обогатится и активизируется словарь по теме;
- Дети познакомятся со сказками про озеро Байкал; легендами; стихотворениями; загадками; пословицами;
- Дети освоят средства образной выразительности (смогут передавать характер сказочного героя, с помощью мимики, жестов, интонации);
- У детей появится умение использовать свою связную речь в обращении к зрителям (монолог) и строить со сверстником диалог.
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта – «Подготовительный».
- На этом этапе происходит подбор фольклора про озеро Байкал (сказки, легенды, стихотворения, загадки про Байкал);
- изучение литературы по теме проекта;
- изучение Интернет-ресурсов по теме проекта;
- разработка сценария «Легенда о Байкале и о дочери его красавице Ангаре». - изготовление масок, атрибутов костюмов к музыкально-театрализованному представлению;
2 этап проекта – «Практический»
- На этом этапе проекта проводится с детьми беседа про озеро Байкал: «Чудо озеро Байкал» Цель: развивать познавательный интерес к озеру Байкал.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий про озеро Байкал;
- Чтение и знакомство со сказками: «Как появился Байкал», «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка», «Дочь Байкала Ангара и богатырь Енисей»;
- Заучивание наизусть пословиц, поговорок, загадок, считалок о Байкале.
3 этап проекта – «Заключительный – творческий»
- музыкально-театрализованное представление «Легенда о Байкале и его дочери красавице Ангаре».
Ведущая: Давным-давно живет на белом свете
Озеро – море, Байкал!
Ведь оно самое древнее, самое глубокое,
Самое большое озеро на Земле.
Немало сложено о нем легенд и песен.
И сегодня, вы увидите и услышите старинную легенду о Байкале и о его дочери, красавице Ангаре.
Звучит «Песня Байкала».
Ведущая: В нашей стороне сибирской
Славен силой богатырской.
Жил да был Байкал седой
С чистой, светлою водой.
Звучит музыка, выходит Байкал.
Байкал: Меня зовут Байкалом, Байкюлем и Бэйхаем
И мне дано немало таинственных имен.
В преданьях и легендах Байкал старик суровый,
А я на самом деле задорный, молодой.
И неспроста шумливый, порывистый, веселый
Ведь я живой наполнен и не простой водой.
Звучит музыка, Байкал садится на трон. Входит шаман и садится рядом с Байкалом.
Ведущая: Сегодня на берегу Байкала
Легенду тайга мне рассказала.
Легенда – о могучем Байкале – отце.
И дочери его красавице - Ангаре.
Под музыку выходит Ангара.
Ангара: Я, царица сверкающих вод
Я, красавица дикого края.
Мчатся воды мои, все вперед
Быстро к северу, гордо сияя.
Танец приветственный, исполняют девочки с ходоками.
Ведущая: Любуясь собственною дочкой
И днем, и даже темной ночкой
Байкал мечтать стал неспроста
Выдать замуж ее за богатыря.
Байкал: Объявляю богатырский турнир
Чтоб выбрать лучшего на весь мир!
Ведущая: И вот на богатырский турнир,
Собрались богатыри, реки Сибири.
Под музыку выходят богатыри.
Входит Иркут, в руках у него сундук.
Река Иркут: В чистых струях Иркута
Сказки гор несет вода
Прими, Батюшка Байкал
Дар бесценных гордых скал.
Мальчик Иркут, достает из сундука голубой шарф и преподносит его в дар Байкалу. Байкал набрасывает шарф дочери Ангаре.
Входит второй мальчик со шкатулкой.
Река-Баргузин: Я - река Баргузин
Я – река Богатырь.
Много во мне чистейшей воды и сил.
Я пришел Ангару покорить
Богатством бесценным ее одарить!
Открывает шкатулку, преподносит Ангаре бусы.
Входит третий мальчик, с банкой песка.
Река Тулун: Голубизна воды и неба,
И горы с соснами вокруг;
Примите в дар со дна речного
Чистейший, золотой песок.
Тулун преподносит дары.
Входит 4 мальчик, с цветами.
Река Енисей: Есть много рек неугомонных, буйных, диких,
У рек - у каждого характер, глубь и ширь.
Они как люди, не бывает рек безликих
Лик Енисея – Ясноокий Богатырь.
Преподносит цветы Ангаре.
Река Енисей: Все победы для тебя
Синеокая Ангара.
Дарю тебе цветок красивый,
Хочу назвать своей любимой.
Байкал: Ну, богатыри покажите свою удаль и силу.
Танец богатырей.
Байкал: Вот что, моя дорогая дочь,
Лучшего жениха
Чем Иркут, тебе не найти.
За него ты и должна замуж пойти.
Ангара сбрасывает шарф и подходит к Енисею. Богатыри реки кланяются Байкалу уходят.
Ведущая: Но красавица Ангара воспротивилась воле отца.
Ангара: Не надо мне его,
Лучше останусь до старости одна.
Байкал: Ах, так! Уходи с глаз моих прочь
Непокорная дочь.
Ангара отходит в сторону. Байкал обращается к Шаману.
Байкал: Не пускай Ангару из дому,
Глаз с нее не своди
И строго за ней следи.
Ведущая: Ангара же о прекрасном богатыре мечтала.
Ангара: Вот бы мне попасть скорее,
Там, где правит Енисей.
Подходит, садится рядом с Байкалом. Мальчик шаман танцует с бубном.
Ведущая: Вот однажды темной ночью
Уснул Байкал, устал он очень.
Лишь Ангара, не спит, трепещит.
В путь дальний собралась и точка.
Собирается в путь
Ангара: Прощай, отец, прости ты дочку!
Под плеск волн уходит.
Ведущая: Услышав плеск, проснулся шаман
Проснувшись, громко закричал.
Шаман: Проснись скорей седой Байкал,
Сбежала дочка Ангара.
Ведущая: Байкала воды встрепенулись
Седые брови вверх взметнулись.
Сверкнули молнией глаза,
И в небе вспыхнула гроза.
Вскочил с трона взбешенный Байкал
И страшным голосом он закричал.
Байкал: Остановись, ты дочь моя,
На старости не покидай меня!
Ведущая: И издали услышал он ответ.
Ангара: Прости, отец!
Но мне покоя нет.
О Енисее лишь мои все мысли,
Люблю его, я больше своей жизни.
Ведущая: В дикой злобе Байкал
С горы камень сдвинул,
И Ангаре вдогонку камень бросил.
Байкал бросает камень, звучит грозная музыка.
Ведущая: Упал в исток камень,
Порыв любви с сердца – пламень.
Напрасно Байкал
Свирепствовал и бушевал,
Взметая волны между скал.
Много лет прошло с тех пор, камень который бросил вслед Ангаре, Байкал, люди прозвали Шаман – камень, а Енисей и Ангара, нашли наконец свое счастье.
Выходят все дети на поклон.
Литература:
1. В. Стародумов «Сказки озера Байкал»;
2. Н. Есипенок sv-scena.ru›Buki/Bayikala-ozyera-skazki.html
3. baikalru.ru›baikal/skazki-legendy-zagadki/baikala.