Лучший педагог года

Этнокультурное воспитание детей в средней группе через проектную деятельность

Шихова Анна
Этнокультурное воспитание детей в средней группе через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Этнокультурное воспитание детей в средней группе через проектную деятельность.

Актуальность: В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности возвысились над духовными мы всё чаще слышим такие слова, как «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут современные дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Публикация «Этнокультурное воспитание детей в средней группе через проектную деятельность» размещена в разделах

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. На современном этапе народы всего мира стремятся сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры. Конечно же, народная культура должна стать первым шагом в освоении детьми богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольном возрасте.

Работая в нашем детском саду, наблюдая за детьми, я выяснила, что они не знают родных традиций. И я встревожилась, поняла, что это проблема, которая заставила меня задуматься, что я могу сделать, чтобы дети не утратили народные традиции? Нужно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих знаний и умений и использовать их в жизни. Но в наше время все чаще сталкиваешься с проблемой обрусения удмуртского народа. А с исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста. Поэтому провела собрание с родителями, где родители поддержали мою инициативу. Поэтому в нашей группе реализуется программа «Мы в Удмуртии живем» под редакцией КомаровойА. М.

Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.

Работая в рамках повышения уровня качества реализации ФГОС, мы выяснили, что у детей недостаточно сформированы знания о семье и родственных связях, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание, дети мало знают о культуре и традициях нашего народа, а также недостаточно сформированы социально-нравственные ценности.

Знакомя детей с традициями и обычаями, мы повышаем уровень формирования этнокультурной воспитанности дошкольников, что позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Народная культура – это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребёнок приходит к общечеловеческой культуре, поэтому приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

- приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Система воспитательно-образовательной работы по формированию этнокультурной компетенции дошкольников включает в себя взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и социумом и подчиняется следующим принципам:

- целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности;

- единство влияния семьи и ДОУ на формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста;

- интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей;

- направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание компонентов этнокультуры : фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, песен, музыки, традиций.

Современная модернизация образования связана с отказом от знаниевой педагогики, переориентацией оценки результата образования на понятие «компетентность», переносом акцента на деятельность, способ и характер действия.

И здесь использование метода проектов оказывает неоценимую услугу благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности. Метод проектов даёт возможность развития творческого познавательного мышления ребёнка.

Проектный метод в деятельности ДОУ – это интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребёнка, на развитие его познавательных и творческих способностей. Интеграция предполагает постоянное стремление к целесообразному, сбалансированному объединению дидактических компонентов, педагогических условий и ресурсов с целью получения оптимального результата.

Этнокультурные проекты нацелены на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной творческой деятельности. В процессе приобщения дети познают знаки и символы народной культуры, адаптируются в социальной среде, вырабатывают навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями.

Так в нашей группе был разработан долгосрочный проект «Мы в Удмуртии живем»

( Цель: Познакомить с культурой Удмуртии: национальными обычаями, обрядами, национальной одеждой, удмуртской литературой. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.)

Реализованы краткосрочные проекты :

-«Удмуртский национальный костюм»;(Цель данной работы – изучить особенности национального костюма удмуртов и изготовить его модели)

-«Удмуртские подвижные игры»; ( Цель: Создание условий для ознакомления детей с Удмуртскими народными играми.

-«Удмуртское национальное блюдо»; ( Цель: Сохранить обычаи и традиции удмуртской национальной кухни)

-«Игры удмуртов»; (детская библиотека)

-«Песенное творчество» (Районный дом культуры)

Реализуя проекты, мы интегрировали следующие формы работы:

- циклы занятий, включающие различные виды деятельности : познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую - на основе единого содержания; познавательные беседы. Мы использовали беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятий, но и как самостоятельную форму работы с детьми;

- самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых;(слайд 9)

- продуктивную творческую деятельность детей. Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности – это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности;

- развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям;

- мультимедийное сопровождение по этнокультурному образованию дошкольников. Видео просмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы, расширять кругозор - дети получают представления об исторических фактах, о быте разных народов;

Успешность реализации этнокультурных проектов зависит от создания

развивающей этнокультурной среды. Поэтому в нашей группе организован уголок по этнокультурному воспитанию детей, патриотический уголок.

Одной из активных форм такого взаимодействия в нашем детском саду является реализация социально-педагогических проектов, направленных на повышение качества дошкольного образования. В ходе проектной деятельности устанавливается тесное взаимодействие с семьями воспитанников, родители становятся полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса, понимают важность и необходимость своей роли в жизни ребенка.

Серия запланированных мероприятий с детьми в рамках реализации проекта «В мире удмуртских сказок и мифов» позволили приобщить детей к изучению истории родного края, на основе воспитания чувства патриотизма, гуманности, нравственности и формирования бережного отношения к историческим местам, приобщение к музейной педагогике. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Детская библиотека – один из самых любимых мест наших воспитанников. Тесная связь с детской библиотекой помогает развивать в детях познавательно-речевую, художественно-литературную деятельность. Библиотекари детского отдела проводят очень интересные, разнообразные по тематике и форме мероприятия, которые помогают развивать интересы детей, их речь, интеллект, любознательность, прививают любовь к книге.

Активным социальным партнером в воспитании и развитии детей стал районный Дом культуры.

Методисты РДК проводят большую творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, спортивно-развлекательных программах. Одним словом, специалисты Дома культуры стараются каждую встречу с дошкольниками сделать настоящим праздником, создавая у детей положительные эмоции, прививают им доброжелательное отношение к окружающим, воспитывают дружеские отношения, обогащают их кругозор. Такие встречи пользуются большим успехом как у детей, так и их родителей.

Одной из основных целей дошкольного учреждения при взаимодействии с семьями воспитанников является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы:

- участие родителей в выставках совместного творчества;

- организация презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

- создание альбомов;

- проведение мастер-классов;

- участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Таким образом, задачи современного образования, в русле его модернизации, задачи воспитания, развития этнокультурного воспитания детей среднего дошкольного возраста и своеобразие проектной деятельности имеют многообразные точки соприкосновения и способствуют решению задач личностного развития ребёнка. Реализация этнокультурных проектов способствует формированию элементов национального самосознания дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные моральные ценности.

Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения - всё зависит от нас!

В завершение хотелось бы сказать не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям и традициям своего народа, будут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание детей в средней группе через проектную деятельность
Опубликовано: 8 апреля 2024 в 21:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурное воспитание детей в средней группе через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Шихова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД