Асия Галимова
Этнокультура как средство развития базовых основ личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Галимова А. С., музыкальный руководитель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка –детский сад № 6» г. Магнитогорска
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что переда-вали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит вос-становить связь времён, вернуть утерянные ценности.
Публикация «Этнокультура как средство развития базовых основ личности ребенка» размещена в разделах
Известно, что в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуаль-ный уровень детей и молодёжи достаточно высок. Именно традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накоплен-ным многими поколениями.
Россия – это огромное многонациональное государство и освоение традиций той или иной этнокультуры является первым шагом в освоении общечеловеческих богатств культуры страны, мировой культуры, в форми-ровании базовых основ личности ребенка. На знании истоков казачества, его сакральных традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уваже-ние к культуре других народов. Казачество является хранителем самых вы-соких духовных и нравственных ценностей. Исследователи отмечают, что казачество сформировало сакральный компонент, который отсутствует в других социальных системах. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и сохранило эту константу, трансформировало че-рез века в современность. Казаки относились к земле с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. В мае справлялись «именины земли» : в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапы-вать. Земля была свидетельницей торжественных клятв: при этом ее касались ладонью, а то вынимали кусок дерна и возлагали себе на голову, мистиче-ским образом делая ложь невозможной: считалось, что Земля не станет но-сить обманщика. Было время на Руси, когда вместо нынешней присяги в обычае было ходить по меже с куском вырезанного на спорном поле дёрна на голове. Это было равносильно лучшему доказательству законных прав тяжущегося.
Народная культура является ещё и источником развития творческого потенциала детей. Ведь освоение ребенком культуры – это не воспроизведе-ние богатства по некому заранее данному шаблону, а процесс активного ис-пользования, преобразования этого богатства.
На протяжении ряда лет в учреждении ведётся работа в направлении изучения творчества уральского казачества, воспитания в детях бережного, любовного отношения к народной культуре и традициям. Разработана си-стема занятий для детей старшего дошкольного возраста, которая адресова-на музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений и может реализовываться как кружковая работа.
Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, 2 раза в не-делю в зависимости от распределения умственной и физической нагрузки в течение недели. При выборе формы организации стоит задача подачи мате-риала в привлекательной для детей форме с целью формирования устойчи-вого интереса к предлагаемому виду деятельности, поэтому используются подгрупповые и индивидуальные формы. Длительность занятий: 25-30 ми-нут. Перспективный план предусматривает 8 занятий в месяц, включая досуг – 1 раз в месяц.
Истоки интереса к данной проблеме можно обнаружить в происхожде-нии самого автора разработки из старинной казачьей семьи; в огромном практическом опыте, наработанном ею; а также в необходимости реализации регионального компонента образовательной программы.
Основными задачами представленной разработки являются:
- формирование исполнительских навыков произведений народного ис-кусства;
- развитие индивидуальных творческих способностей личности;
- развитие познавательной активности в процессе изучения истории Ура-ла;
- обеспечение условий для более успешной социализации;
- формирование у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры.
Организация образовательной работы основана на принципах :
1. Интегративный подход. Ребёнок – дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач пси-холого-педагогической работы в сфере дошкольного образования, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не раз-делением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимо-действие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных обла-стей.
Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, Е. Г. Юдина и др. нахождение психоло-гических и методических основ интеграции различных видов детской дея-тельности является, по мнению Л. А. Парамоновой, «ключевой проблемой со-временной дошкольной дидактики».
Принцип интеграции реализуется, как в интеграции детских деятельно-стей (музыкально-художественной, познавательной, игровой, коммуникатив-ной, так и в использовании адекватных форм образовательной работы для решения задач нескольких образовательных областей:
- создание ситуаций для эмоционального проживания детьми событий, отраженных в земледельческом календаре (образовательная область «Соци-ализация»);
- моделирование ситуаций общения (образовательная область «Ком-муникация»);
- формирование первоначальных представлений о культуре уральско-го казачества (образовательная область «Познание»)
- ознакомление с трудовыми традициями уральских казаков (образо-вательная область «Труд»).
2. Сезонность – это опора на земледельческий календарь, функциони-рование традиций в системе календарно-обрядового цикла. Земледельческий календарь – это многогранное явление, включающее в себя знание природы, осмыслением закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, устоявшиеся ве-ками нормы общественной жизни.
3. Энциклопедизм, который подразумевает подлинность традиций уральских казаков. Традиция (от латинского слова - передача) обозначает элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и соци-альных группах в течение длительного времени. В качестве традиции высту-пают определенные общественные установления, неписаные законы, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, порядки и т. д. То, что сохрани-ла в себе культура в виде традиций, подтверждает свою значимость для об-щества, пользу для личности. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением.
4. Синкретизм традиционного искусства, то есть взаимосвязь различ-ных видов искусства: устный народный фольклор, народные музыкальные произведения, произведения живописи, декоративно-прикладное искусство.
5. Психологическая комфортность – это снятие всех стрессообразую-щих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы.
6. Принцип игровой стратегии обучения. Практический опыт рабо-ты с детьми показал, что применение игрового принципа обучения, учиты-вающего основной вид деятельности ребёнка, опосредованный характер обучения позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможно-сти детей. Специально подобранные игровые задания позволят развивать у дошкольников коммуникативные навыки путём моделирования ситуации общения. Это общение особого типа, которое складывается в условно-игровой форме, характерной для народного творчества.
7. Принцип развития креативности, подразумевает формирование творчества на всех этапах реализации системы. Источником психического развития ребенка является не само по себе присвоение этнокультурного ма-териала, а его специфическое преобразование. Любой фрагмент человече-ской культуры, которую делает своим достоянием ребенок, имеет как бы двойное дно. Многообразные образцы этнокультуры (обряды, песни, пляски и т. п.) воплотили в себе чувства, мысли, способности создателей и даже пер-спективы этих произведений. Исследователи отмечают, что через внешнюю, видимую, слышимую сторону произведения («первое дно») ребенок, так или иначе, соприкасается и с этой внутренней стороной – невидимой «начинкой» культуры («второе дно»). Следовательно, ребенок имеет дело с благодатным материалом для творческого преобразования.
Содержание образовательной работы делится по тематике на три бло-ка:
I блок. Знакомство детей с культурой казачества: знакомство с устным народным творчеством, знакомство с казачьей песней:
- песни в жанре «внутреннего быта» : календарные, хороводные, лири-ческие, плясовые-«скоморошины», частушки-припевки отражают особенно-сти мирной жизни и деятельности казачьей общины;
- песни в жанре «внешнего быта», связанные с воинской службой, эпо-сом, основной деятельностью казака-воина;
- знакомство с казачьим бытом: архитектура, костюм, труд казаков в мирной жизни.
II блок. Использование характерных движений казаков-уральцев в разви-тии двигательной активности детей.
Утренняя гимнастика.
Разучивание народных подвижных игр, считалок, закличек.
Использование характерных движений в танцах, хороводах, плясо-вых-«скоморошинах».
III блок. Календарно-обрядовые, семейно-бытовые праздники и театрали-зованные представления.
Благодаря проделанной работе дети приобщились к истокам казачьей культуры и как вершина творческих достижений наших воспитанников - это их участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры казачьего песенного, поэтического и танцевального творчества. Именно в исполнении игровых действий, плясок, хороводных движений происходит реализация творческого потенциала детей.
Список литературы
1. Войнов В. Правда об Оренбургском казачестве. Отечество/ В. Войнов. – М., 1987.
2. Круглый год: русский земледельческий календарь / составитель А. Ф. Не-крылова. – М. : Правда, 1989.
3. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеоб-разовательной программы дошкольного образования и их интеграция / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. - №7.
4. Кудрявцев В. Т. Освоение культуры – творческий процесс / В. Т. Кудрявцев //Современное дошкольное образование. – 2008. - №1.