Наталья Артемьева
Этический кодекс логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Этический кодекс логопеда
Этика - учение о нравственности, наука о необходимости сугубо нравственного подхода ко всем, без исключения, проблемам. Нормы этики педагога устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской педагогики.
Публикация «Этический кодекс логопеда» размещена в разделах
Задача учителя-логопеда состоит в изучении развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи, создания условий для наилучшего развития речи; основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется на знании закономерностей (изучении и анализе изменений) психолого-педагогического развития ребенка.
В своей деятельности учитель-логопед должен всегда соблюдать принцип «не навреди» и выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью. В своей профессиональной деятельности учитель-логопед руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность.
Успешность логопедической работы зависит не только от степени владения специалистом логопедическими технологиями, но и от того, умеет ли он адекватно оценивать собственную профессиональную деятельность и должным образом взаимодействовать с другими участниками коррекционно-развивающего процесса (администрацией образовательного учреждения, коллегами, воспитанниками, родителями).
Главная цель этического кодекса : определение основополагающих прав и обязанностей, установление этических взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса в ДОУ.
Для реализации целей кодекса необходимо решать такие задачи:
1. определение этических принципов поведения участников образовательного процесса;
2. установление основ регламентации поведения участников образовательного процесса в сложных (или нестандартных) этических ситуациях;
3. обеспечение осознания участниками образовательного процесса их персональной ответственности за исполнение профессиональных обязанностей;
4. повышение уровня культуры взаимоотношений участников образовательного процесса, реализуемого в образовательном учреждении;
5. формирование положительного микроклимата в коллективе;
6. содействие выполнению миссии и достижению стратегических целей образовательного учреждения.
Учитель-логопед в профессиональной деятельности руководствуются содержащимися в Кодексе принципами и правилами поведения. Кодекс должен служить учителю-логопеду ориентиром при планировании и построении работы, при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
Основные этические принципы деятельности учителя-логопеда :
1. Принцип гуманистически ориентированного содержания обязывает учителя-логопеда разрабатывать коррекционно-развивающую стратегию в каждом конкретном случае, исходя из признания личности ребенка высшей ценностью и целью социально значимой деятельности.
2. Принцип антропоцентричности обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия воспитания индивидуальности ребенка в ходе коррекционно-развивающего процесса, учет реальных возможностей ребенка, реализацию его природного потенциала, создание ситуации, при которой личность ребенка – приоритетный субъект образовательного пространства.
3. Принцип компетентности, в соответствии с которым учитель-логопед осуществляет определение и учет рамок собственной компетентности на основе самоанализа, саморазвития, показателей профессиональной культуры, обеспечивает целенаправленную непрерывность содержательного и технологического обновления профессионального инструментария, несет ответственность за целесообразность действий в системе коррекционно-развивающего воздействия, выбор процедуры и методов работы.
4. Принцип педагогической поддержки предполагает разработку учителем-логопедом системы педагогических развивающих, поддерживающих и воспитывающих действий, ориентированных на поддержку личного успеха, актуализацию личностных качеств, минимизацию трудностей ребенка в коррекционно-развивающем процессе.
5. Принцип субъектности предполагает реализацию учителем-логопедом в процессе взаимодействия с ребенком субъектной позиции, отражающей уважительное отношение, понимание проблем, способность учителя-логопеда стимулировать ребенка к самостоятельности в исправлении ошибок в ходе коррекционно-развивающего процесса.
6. Принцип индивидуального подхода обеспечивает создание комфортной развивающей и компенсаторной среды с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного и школьного возраста (характера речевых нарушений и их личностных особенностей развития, а также типологических особенностей, свойственных детям с речевым нарушением. Индивидуальный подход позволяет использовать систему методов и средств поддержки в зависимости от специфики развития детей, их способности к исправлению нарушений речи и компенсации.
7. Принцип деятельностного подхода позволяет определить коррекционно-развивающий процесс в целом как совместный вид деятельности учителя-логопеда и ребенка на основе сотрудничества, общения и коммуникации, а педагогическую деятельность учителя-логопеда, организующего процесс профилактики, развития и исправления нарушений речи, как гуманную обучающую и поддерживающую деятельность.
Для успешной работы логопед должен иметь следующие личностные качества: терпимость, бескорыстность, профессионализм, заинтересованность в правильном результате, нацеленность на результат, коммуникативные навыки, компетентность в данных вопросах, гуманность, открытость, эмоциональность, тактичность, ответственность, инициативность, терпеливость. Культура и этичность взаимоотношений являются при-оритетом и зоной ответственности учителя-логопеда.