Диана Александровна
«Мир спасет доброта». Этический день в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Воспитатель: Дмитриенко Диана Александровна. МБОУ «СОШ № 9»
«МИР СПАСЕТ ДОБРАТА»
Цели:
- формировать представление о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;
- развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;
- формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках детей.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Чтение стихотворения Б. Алябьевой «Пожелайте людям добра» (см. приложение 1, с. 152)
Цели:
Публикация «„Мир спасет доброта“, Этический день в детском саду» размещена в разделах
— формировать знания о том, как можно поздороваться в разное время суток;
— формировать умение вместе с воспитателем выразительно произносить приветствие;
— развивать внимание, слуховое восприятие, память, выразительность речи;
— воспитывать культуру поведения.
* * *
Воспитатель. Как можно поздороваться в разное время суток? Почему желать добра так приятно? Что значит — желать добра? Как надо себя вести, когда вы желаете добра?
При каких пожеланиях мы используем слово добрый?
Дети. Будьте добры. Доброго здоровья. В добрый час. В добрый путь.
Дидактическое упражнение «Кто больше запомнит, о каких добрых делах говорится в стихотворении?»
Цели:
— формировать знания о том, какие дела называются добрыми;
— учить выделять добрые дела в тексте стихотворения, называть их, объяснять, почему это дело является добрым;
— развивать внимание, память, слуховое восприятие;
— воспитывать стремление совершать добрые поступки.
* * *
Воспитатель читает стихотворение Е. Алябьевой «Вежливым и добрым быть совсем не трудно» (см. приложение 2, с. 153). Дает детям перед чтением установку выделить и запомнить добрые дела, о которых говорится в стихотворении, затем задает вопросы.
Воспитатель. О каких правилах вежливости и добрых делах говорится в стихотворении? Какие правила вежливости вы знаете еще? Почему добрый человек должен знать и выполнять правила вежливости?
Дети отвечают.
Что такое добро?
Дети. Все положительное, хорошее, полезное.
Воспитатель. Что такое доброта?
Дети. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
Воспитатель. О каком человеке можно сказать, что он добрый?
Дети. Делающий добро другим, отзывчивый, хороший.
Воспитатель. О каком человеке можно сказать, что он добродушный?
Дети. Добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Воспитатель. О каком человеке можно сказать, что он добросердечный?
Дети. Обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
Воспитатель. О каких людях говорят: «люди доброй воли»?
Дети. Честные, прямые люди, искренне стремящиеся к миру, к благу народа.
Психогимнастика «Птичий двор»
(Проводится без наглядного материала, с опорой на воображение детей.) Цели:
— формировать представление о милосердии, терпимости к проблемам других людей, доброте на примере персонажей сказки «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсена;
— развивать внутреннее внимание, умение различать и сравнивать мышечные ощущения, определять характер физических движений, изменять их;
— развивать воображение, мышление, пантомимическую выразительность, невербальные средства общения;
— формировать умение управлять своей эмоциональной сферой, понимать, различать, называть и правильно выражать основные эмоции и их оттенки;
— воспитывать потребность совершать добрые поступки. Оборудование: сказка Г. -Х. Андерсена «Гадкий утенок», музыкальное произведение К. Сен-Сане «Лебедь», клубок ниток.
Разминка
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке Г. -Х. Андерсена «Гадкий утенок». А я — Оле-Лукое перенесу вас туда. Но прежде я вас хочу спросить, какие сказки Г. -Х. Андерсена вы знаете?
Дети отвечают. Оле-Лукое хвалит их.
Теперь я проверю, насколько внимательно вы читали или слушали сказку «Гадкий утенок». Куда повела мама-утка своих деток после того, как они вылупились из яиц?
Дети отвечают.
Да, она повела их на птичий двор, чтобы познакомить со всеми домашними птицами, которые жили там. Назовите этих птиц.
Дети называют.
Молодцы, вы хорошо знаете сказку. Но чтобы помочь бедному гадкому утенку, нам самим надо быть добрыми и милосердными. Да и не заблудиться бы нам в дороге. У меня есть волшебный клубок, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Вставайте в круг. Сначала я намотаю нитку себе на палец и скажу ласковое слово Наташе, а она, принимая клубок, ответит мне: «Спасибо, мне очень приятно!», намотает нитку себе на пальчик и передаст с добрыми словами Саше и так далее по кругу. Можно сказать товарищу доброе пожелание, комплимент. Говоря ласковые слова, надо смотреть ему в глаза. Давайте попробуем.
Дети выполняют.
Ну вот, клубок опять попал мне в руки. Сколько добрых слов мы наговорили друг другу! Теперь я буду сматывать нитку, которая нас всех связывает, обратно в клубок. (Сматывает клубок ослабление, чтобы он «вырос» в объеме.)
Посмотрите, какой клубок стал большой от наших добрых слов и пожеланий! Теперь уж мы наверняка сможем помочь бедному утенку.
А добраться до сказки нам поможет сказочная Синяя птица. Беритесь за руки, а я самой первой буду показывать вам путь.
Дети идут «змейкой», обходя встречающиеся предметы, произнося громким шепотом слова:
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей.
Идем за Синей птицей
Мы длинной вереницей.
Вот мы и на птичьем дворе!
Гимнастика:
Воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, контролируя напряжение или расслабление мышц прикосновением руки. Количество повторов — 5—6 раз.
Воспитатель. Первыми мы встретили гусей. Гуси начали шипеть, когда увидели гадкого утенка. Шею вытянули, плечи приподняли, крылья отвели назад и зашипели: «Ш-ш-ш». Шея напряжена, злятся гуси. Крылья-руки напряжены, отводят их назад. Как расшипелись! Какие злюки! Покажите гусей-злючек.
Дети выполняют упражнение напряженно.
Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали расслабленно махать крыльями. Шея мягкая. Опустили вниз голову гуси и начали щипать травку. Покажите, как успокоились гуси.
Дети выполняют расслабленно.
Только утенок убежал от гусей, как наткнулся на важного, сердитого индюка. Индюк от злости и важности надулся, голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: «Балды-балды-балды!» Покажите надутого индюка.
Дети выполняют напряженно, замирают.
Затряс головой индюк. Закричал: «Балды-балды, уходи!» Испугался утенок и убежал.
Покажите, как затряс головой индюк. Шея расслаблена, голова болтается.
Дети выполняют расслабленно, пошевеливаются.
Бедный утенок еще не опомнился от нападения индюка, как на него налетел петух. Он начал бегать по двору, сильно размахивая крыльями и громко крича: «Ку-ка-ре-ку!» Чуть не заклевал утенка! Покажите сердитого петуха.
Дети выполняют напряженно.
Бедный утенок! Только он убежал от петуха, как тут же увидел хозяйскую кошку. Ах, как ей хочется съесть маленького утенка!
Встала она на свои мягкие лапки, прогнула спинку, вся напряглась, приготовилась к прыжку. Покажите кошку, которая подготовилась к прыжку.
Дети выполняют напряженно, замирают.
Начала кошка неслышно подбираться к утенку, мягко ступая лапками. Крадется кошка тихо-тихо. Только хотела схватить утенка, но тут проснулся сторожевой пес и громко загавкал. Кошка испугалась и забралась на забор. Покажите, как подкрадывалась кошка к утенку.
Дети выполняют расслабленно, пошевеливаются.
С пруда возвращались важные тетушки-утки. Покажите, как они идут медленно, переваливаясь, важные: «Кря-кря-кря».
Дети идут гуськом в полуприседе, напряженно, ритмично.
Устали утки от дальней дороги. Сели, крыльями сзади оперлись и давай лапками дрыгать, расслаблять их. Дрыгают лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой уродливый! Совсем на нас не похож!» Презрительно посмотрели на утенка.
Покажите, как расслаблялись утки, как они презрительно закричали на утенка.
Дети выполняют расслабленно.
Это была последняя надежда утенка. Он убежал со двора и стал жить один. Много бед он пережил за зиму. Но в конце сказки он превратился в прекрасного лебедя.
Встаньте вокруг озера. Опустите в воду сначала длинную шею, потом одно крыло, другое. Давайте похлопаем крыльями по воде. Вот какие мы красивые лебеди! Покажите, как мы рады за утенка!
Общение (эмоции страха, обиды, восхищения)
Воспитатель. Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, и все им восхищаются.
Сейчас каждый будет изображать прекрасного лебедя, а мы будем им восхищаться: «Ах, какой красивый, белоснежный! Какая длинная шея! Как он ее гордо держит. Какие прекрасные крылья!»
Звучит музыка К. Сен-Санса «Лебедь».
Помните, как сначала все гнали утенка прочь и называли его гадким? Как ему было обидно, страшно, не хотелось жить.
Встаньте в круг, в середине по очереди кто-то будет изображать испуганного утенка, а остальные — злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка утащила, несносный урод! Какой ты гадкий, некрасивый, совсем не похож на нас! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой дружить!»
Как страшно утенку! Он весь сжался, голову закрыл крыльями, в глазах ужас. Что же теперь с ним будет?
Беседа о поведении:
Воспитатель. Дети, сядьте в наш круг добра, давайте поговорим. Как вы думаете, можно обижать и унижать того, кто не похож на других? Можно ли судить о человеке только по его внешности? А красивые на лицо люди всегда бывают хорошими, добрыми? Если ребенок инвалид, то он тоже не такой, как все. Разве он в этом виноват? Он и так очень страдает. Как вы относитесь к детям-инвалидам? Что значит быть милосердным? От каких двух слов образовалось слово милосердный?
Дети отвечают.
После того как птицы напали на утенка, он очень загрустил. Давайте его пожалеем, примем в дружную семью, скажем много добрых слов, чтобы он гордо поднял свою голову и не прятал ее от страха и обиды.
Выбирается один ребенок на роль утенка, а остальные его жалеют.
Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными лебедями, у которых не только красивая внешность, но и прекрасная душа.
Завершение:
Воспитатель. Давайте, как прекрасные гордые лебеди, плавно подвигаемся в хороводе.
Звучит музыка.
Вставайте под волшебный зонтик Оле-Лукое. Нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо вам за вашу доброту. Оставайтесь такими всегда.
ПРОГУЛКА:
Перед прогулкой воспитатель предлагает детям подумать, какие добрые дела они могут совершить на участке детского сада, что им для этого нужно взять из группы.
Содержание прогулки могут составить: наблюдение за трудом взрослых, уборка участка, «лечение» деревьев и кустарников, подкормка птиц, вывешивание кормушек и скворечников, игры с малышами, помощь малышам в одевании и раздевании, ремонт пособий и построек, прополка и поливка, разметка муравьиной тропы и т. п. (в зависимости от сезона).
Работа по картинкам:
(Я расставляю на мольберте серию из трех картинок «Спасибо внучек» (автор Н. В. Нищева). На последней картинке мальчик смотрит, как старик поднимает перчатку. Картинку, на которой мальчик поступает правильно, я пока не предъявляю детям. Я предлагаю детям рассмотреть картинки, а потом ответить на вопросы.
- Кто изображен на первой картинке?
- Где они находятся?
- Что они делают?
Предполагаемые ответы детей: (На первой картинке изображены мама и маленький сын. Они подошли к газетному киоску. Мальчик показывает маме детский журнал, который ему понравился. Около киаска стоит старичок и покупает газеты.)
- Что нарисовал художник на второй картинке?
Дети: Старичок купил газеты и отходит от киоска. По дороге он роняет перчатку.
- Что делают герои на второй картинке?
Дети: Мама покупает мальчику журнал. Старичок с трудом наклоняется, чтобы поднять перчатку. Он старенький. У него наверно болит спина. Мальчик стоит и смотрит на старичка)
- Как вы оцениваете поступок маольчика?
- Он правильно поступил?
- Как бы поступили вы?
Дети: Мальчик поступил неправильно. Он должен был поднять перчатку и поднять ее старичку.
(Я меняю последнюю картинку и предлагаю детям составить рассказ по серии картинок, придумав имена героям. Сначала рассказ составляют трое детей, по частям. Затем его повторяет один ребенок)
Предполагаемый рассказ: (Мама и Илюша подошли к газетному киоску. Илюша давно просил купить ему детский журнал с машинками. Около киоска стоял старичок и покупал газеты.
Когда старичок купил газеты, мама попросила продавца показать ей журнал. В это время старичок уронил перчатку.
Илюша бросился к старичку и поднял перчатку. Старичок улыбнулся и сказал: «Спасибо внучек»!
Пальчиковая игра «Семь сестренок»
Цели:
— развивать мелкую моторику рук;
— формировать умение выполнять движения ритмично, со всеми вместе, в соответствии с текстом, читать стихотворение выразительно;
— воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.
У меня сестренок семь, Дети выполняют упражнение
«Считаем пальчики».
Помогать я буду всем! Выполняют упражнение «Кор-
мление птиц».
С Пашей — сеять, Имитируют движение серпом.
С Дашей — жать,
С Леной — куклу наряжать, Делают повороты в стороны,
руки на поясе.
С Нюрой — стряпать, Помешивают воображаемый суп
в кастрюле.
С Шурой — шить, Имитируют движение руки с
иглой при шитье.
С Верой — сено ворошить, Наклоняются, не сгибая коле -
ней, двигают кистями рук вперед-назад.
Песни петь с Марусенькой, Хлопают в ладоши.
Самой малюсенькой. Приседают, держа ладонь невы-
Л. Дьяконов соко над полом.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ:
Чтение и обсуждение цикла стихов А. Барто «Вовка — добрая душа» (выборочно) Цели:
— формировать знания о том, какие добрые дела может совершить ребенок, о творчестве А. Барто;
— учить выделять добрые дела героя и объяснять свой выбор;
— развивать внимание, память, речь;
— воспитывать желание быть добрым, помогать людям, испытывать от этого радость. Оборудование: книга А. Барто.
* * * Воспитатель читает стихотворения и задает вопросы.
Воспитатель. Какое доброе дело сделал Вовка в стихотворении «Как Вовка бабушек выручил»?
Дети. Позабавил малышей и они перестали плакать.
Воспитатель. За что бабушки сказали спасибо Вовке?
Дети. За то, что он успокоил малышей так, как этого не могли бы сделать бабушки. Он прыгал и пел.
Воспитатель. Какое доброе дело сделал Вовка в стихотворении «Как Вовка стал старшим братом»?
Дети. Предложил девочке, у которой не было брата и которую некому было защищать, стать ее братом и защитником.
Воспитатель. Почему он это сделал?
Дети. Таня и Валя хвалились своими братьями, а Кате стало обидно и она заплакала. Вовка ее пожалел.
Воспитатель. Какое доброе дело сделал Вовка в стихотворении «Про Вовку, черепаху и кошку»?
Дети. Нашел причину похудения черепахи.
Воспитатель. Что было бы, если бы Вовка не обнаружил, что молоко черепахи выпивает кошка?
Дети. Черепаха могла бы погибнуть.
Воспитатель. Кого попросил Вовка помочь ребятам убрать листья с футбольного поля в стихотворении «Как Вовке ветер помог»?
Дети. Ветер.
Воспитатель. Почему ребята никак не могли убрать листья?
Дети. Потому что был листопад.
Воспитатель. За что рассердился Вовка на Андрюшку в стихотворении «Почему Вовка рассердился?»?
Дети. Андрюшка был хитрым, забрасывал мяч на крышу, толкал кошку, измазался в саже.
Воспитатель. Что же решил сделать Вовка?
Дети. Он стал трясти за плечи Андрюшку, чтобы вытрясти из него все хитрости.
Воспитатель. Как помог Вовка жителям городка Загорска спастись от жары в стихотворении «Жарко»?
Дети. Сделал вместе с мальчишками из бумаги веера и раздал их прохожим.
Воспитатель. Как помог Вовка леворукому мальчику в стихотворении «Кошка-невидимка»? .
Дети. Стал мяукать, как кошка, чтобы отвлечь внимание других от мальчика, которому все делали замечания.
Воспитатель. Хотелось бы вам быть похожими на Вовку? Почему?
Дети отвечают.
Какие добрые дела совершали вы?
Изобразительная деятельность: рисование на тему «Добро и зло»
Цели:
— формировать знания о том, что в мире есть добро и зло;
— учить в цвете выражать свое отношение к добру и злу;
— развивать изобразительные умения, чувство цвета, пространства, воображение;
— формировать устойчивую позицию добра. Оборудование: большие листы бумаги, акварельные краски, крупные кисти.
* * *
Воспитатель предлагает детям в цвете изобразить борьбу добра со злом. Вспомнить, в каких сказках добро побеждает зло. Рассказать, что изображено на рисунке.
Разучивание стихотворения Е. Алябьевой «Добрым быть приятно» (см. приложение 4, с. 154)
Цели:
— формировать знание о том, что люди за добро платят добром, что добрые дела совершать приятно, добрых людей все любят;
— развивать память, внимание, речь;
— воспитывать нравственные основы личности ребенка.
* * *
Воспитатель предлагает детям выучить стихотворение о добре. После чтения стихотворения задает вопросы.
Воспитатель. Почему девочке захотелось сделать что-то доброе? Какие слова и выражения делают нас добрыми? Как изменяется поведение людей, когда им говорят вежливые слова?
Дети отвечают.
Решение практических ситуаций (см. с. 73)
РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ НА ЭТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ
Я использовала в своей практике такой метод как решение практических ситуаций, чтобы дети дошкольного возраста 5-7 лет активно усваивали нравственные нормы и правила поведения и очень важно не только чтобы их знать, но и осознавать, использовать в жизни.
Я предлагаю детям ситуации, в которых они должны решить проблему, связанную с использованием вежливых слов и обращений. Это поможет им увидеть себя со стороны, научиться рассуждать, делать выводы.
Цели:
— формировать знания о том, какого человека можно назвать предупредительным, что добрый человек часто отличается этой чертой характера;
— формировать умение высказывать суждение по определенной нравственной ситуации;
— развивать воображение, монологическую речь;
— воспитывать культуру общения.
- А сейчас ребятки вы должны решить проблему, связанную с использованием вежливых слов и обращений. Это поможет вам увидеть себя со стороны, научиться рассуждать, делать выводы
* * *
В просьбе своей дочке Мама отказала,
Потому что дочка
Слово не сказала.
Слово то волшебное
Многое умеет,
На людей воздействие
Сильное имеет.
Вопросы:
Почему мама отказалась выполнить просьбу дочери?
Какое «волшебное» слово дочка не сказала? («Пожалуйста».)
Как надо обращаться с просьбой?
* * *
Утром доченька проснулась,
Очень сладко потянулась
И сказала громко всем:
— Всем, всем добрый день!
Мама с папой удивились:
— Хорошо ли ты спала?
Только солнышко восходит.
День вчерашний был вчера.
Вопросы:
- Почему родители удивились, когда дочка пожелала им доброго дня?
- Что мы желаем утром?
- Когда мы используем пожелание «Добрый день»? и другие.
- А теперь ребятки приведите примеры из своей жизни? (Выслушивается несколько человек)
Приложение № 1:
«Пожелайте людям добра»
Доброе Утро утром проснулось,
Глазки открыло, всем улыбнулось,
Всем пожелало:
- Доброе утро!
И наступило лето как будто.
Вот уж и полдень.
В спальне своей сладко зевает
Добрый День.
Вышел на улицу:
- Как хорошо!
«Добрый всем день»,-
Говорить так легко!
Весело вторят ему малыши.
- Добрый всем день»,-
Говорить мы спешим.
Этим желаем вам
Много добра,
Чтобы дарили его вам всегда.
Вот уж и вечер
На землю спустился.
И Добрый Вечер
На свет появился.
Следом черед
Доброй Ночи настал.
К ночи за день
Каждый очень устал.
Сколько добра
Сон малышек вобрал!
Но от него Никто не устал.
Приложение № 2:
«Вежливым и добрым быть совсем не трудно»
Вежливым и добрым
Быть совсем не трудно.
Надо лишь вниманье
К людям проявить.
Старику, старушке
При езде в автобусе
Или же в трамвае
Место уступить.
Пожелать здоровья
Близким все при встрече
И «Всего хорошего»,
Уходя домой.
Быть всегда опрятным,
Чистым и умытым,
Чтобы всем хотелось
Говорить с тобой.
Надо лишь по дому
Бабушке и маме
Без напоминанья
Сразу помогать.
А свои игрушки,
Нужные вещички
Вовремя на место
С пола убирать.
Не болтать ногами,
Сидя за обедом,
И не разговаривать,
Когда суп во рту.
Защищать всех слабых,
Не кричать, не драться.
Сохранить стараться
Мира красоту.
Вежливым и добрым
Быть совсем не трудно.
Надо только правила
Знать и выполнять.
Этих правил много
Для детей хороших.
Мы с тобой их будем
Вместе изучать.
Вопросы:
- О каких правилах вежливости говориться в стихотворении?
- Какие правила вежливости ты знаешь еще?
- Почему надо знать и выполнять правила вежливости?
Приложение № 3:
«Добрым быть приятно»
- Будь так добра,-
Мама сказала.
И я тот час
Доброю стала.
Как же приятно
Вежливой быть!
Доброе слово
Людям дарить.
Доброе слово
Нисколько не стоит,
Но всех дороже
На свете оно!
Сила волшебная
В слове таится.
С ним отступают
Обида и зло.
С ним тебя любят,
Никто не ругает,
Все подружиться
С тобою спешат
Доброе слово
И доброе дело
Сделать счастливыми
Всех нас хотят.