Галина Васильевна Аникеева
«Этическая грамматика». Программа дополнительного образования детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
срок реализации 2 года
Направленность программы «Этическая грамматика» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – двухгодичной.
Система этического воспитания подрастающего поколения может реализовать свои возможности, если в неё включены дети нескольких возрастных групп. Тогда, по мере своего взросления ребёнок последовательно вбирает в себя этические знания, закрепляет моральные нормы поведения и общения с другими, облагораживает свои чувства, углубляет эмоциональные реакции.
Публикация «„Этическая грамматика“, Программа дополнительного образования детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В этом отношении «Этическая грамматика» для детей 5-6 летнего возраста становится той первой ступенью познания себя рядом с другими, чувствования нравственной основы собственного поведения, которая формирует главную этическую направленность развития личности, её будущего самоопределения в мире людей.
Новизна программы состоит в том, что программа этических занятий основана на принципах построения системы этического воспитания детей, разработанной Институтом развития личности Российской академии образования А. И. Шемшуриной, и является её основным компонентом. Она направлена на поддержку становления и развития высоко нравственного, творческого, компетентного гражданина России. В ней впервые отражены понятия духовных и нравственных ценностей. Освоение программного материала предполагает логическое завершение в виде самостоятельно разработанных занятий, игровых и практических заданий.
Актуальность программы и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств старших дошкольников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности. Проведя ряд наблюдений и опросов, мне удалось выяснить, что ребятам 5-6 лет необходимо прививать любовь к природе, расширять и углублять их знания об окружающем мире, дабы это направление вызывает у них яркий интерес и потребность в глубоком знании данного курса.
Программа актуальна и востребована, позволяет удовлетворить социально образовательные потребности общества, родителей и детей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она методически оправдана разнообразными формами изучения и закрепления учебного материала (рассказ, беседы, конкурсы, игры, викторины, экскурсии и др.) Данные формы и методы позволяют более глубокому усвоению учебного материала. Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются :
-в принципах обучения (доступное изложение теоретического материала; наглядность подачи практического материала;
учёт индивидуальных особенностей;
преемственность в обучении;
достижение положительных результатов);
-формах и методах обучения;
-методах управления образовательным процессом (викторины, анализ проведения мероприятий, результатов конкурсов);
- средствах обучения.
Данная методика, а именно расширение теоретического материала и его углубленное изучение через собственную практическую и творческую деятельность, позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус, что, в свою очередь способствует качественному усвоению теоретических и практических знаний.
В процессе реализации программы у обучающихся происходят расширение круга общения, накопление знаний и впечатлений, формируются и совершенствуются этические, познавательные эстетические эмоции. В результате круг интересов, потребностей и мотивации ребёнка расширяется.
Цель программы
Развивающая: развить духовное единство между людьми, устанавливать взаимное доверие.
Воспитывающая: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Образовательная : Освоить нормы нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
1. Повышение культуры ребёнка в общении с окружающим миром.
2. Помочь детям совершить переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо - плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении.
3. Развивать умение воздерживаться от слов, действий, замечать и понимать состояние и настроение других людей, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать, уметь налаживать отношения с другими людьми;
4. Развивать относительную непринужденность в общении, развивать воображение, мышление;
Отличительные особенности данной образовательной программы является то, что при работе учитываются интеллектуальные и психологические особенности детей, их коммуникативные качества.
Отбор содержательного материала осуществлён с учётом интеллектуальных и образовательных потребностей детей, их возрастных особенностей.
В структуру программы входят образовательные блоки : теория, практика, каждый из которых предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но формирование деятельно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей.
Каждое занятие начинается с эмоционально-этического настроя, позволяющего педагогу, с одной стороны, увидеть эмоциональную настроенность детей, а, с другой, проявляя к ним искреннюю доброжелательность и отзывчивость, сориентировать их самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформировать тем самым эмоционально-положительную основу занятия.
Во время занятия используются разнообразные организационные и методические приё мы:
- занятия проводится в интересной, увлекательной, постоянно меняющейся форме («путешествие в страну сказок», поездка «в гости», «посещение театра», настольный театр и т. д.);
- используется различный наглядный материал (сюжетные картинки и фотографии, иллюстрации к сказкам и другим литературным произведениям, макеты, карты-схемы, игрушки, открытки).
- многие занятия строятся на основе знакомых детям сказок, ребята встречаются с полюбившимися героями - доктором Айболитом, Карлсоном, Винни -Пухом и др. ;
- привлекает детей и появление новых героев и атрибутов – Феи Вежливости и корзина Волшебных слов и т. д. ;
- на занятиях используются аудио и видео техника.
В программе используются такие методы воспитания, как воспитание словом, делом, ситуацией, игрой, отношениями.
Возраст детей
В реализации данной образовательной программы учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся 5-6 лет.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года.
5 лет 1-й год обучения, 6 лет-второй год обучения.
Первый год обучения:
- уметь выполнять творческие задания (рисовать, изготавливать различные поделки);
- слушать и понимать просьбы взрослого, отвечать на его вопрос и задавать свой;
- выполнять простейшие правила этикета.
Второй год обучения:
- знать правила поведения за столом, в гостях, в транспорте и общественных местах;
- использовать навыки вежливого разговора по телефону;
- бережно относится к природе;
- применять нормы общения в коллективе;
- анализировать происходящие события, поступки героев сказок.
Формы занятий.
Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать свой собственный мир восприятия. Программа предполагает осуществление межпредметных связей, литературой, кукольными спектаклями, ИЗО, музыкой и др. предметами.
Выделяются следующие группы форм организации обучения:
- Методически оправданные разнообразные формы изучения и закрепления учебного материала (рассказ, беседа, практикум, экскурсия, мастерская, конкурс и т. д.).
- По количеству детей, участвующих в занятии,- коллективные, по группам.
- По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся:
Занятие - «лекция», урочное занятие по документам, раздаточным материалам, занятие - викторина.
- По дидактической цели: вводное занятие, занятия по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий (экскурсия, лекция, видеофильм).
Режим занятий:
1-й год обучения- 72 часа в год (2 занятия в неделю по 1 часу)
2-й год обучения -72 часа в год (2 занятия в неделю по 1 часу).
Наполняемость кружка согласно Уставу Центра «Истоки» 10-12 чел.
Ожидаемые результаты освоения программы на первом году обучения.
Воспитанник будет знать:
- значение понятий «воспитанный», «вежливый», культурный»; «внимательный», «аккуратный», «опрятный», «точный», «благодарный»;
- значение понятий «Родина», «Родной край», «Родной город»;
- правила поведения в театре, в кино, в кафе, в парикмахерской, за столом, в общественном транспорте.
Воспитанник будет уметь:
-вежливо разговаривать по телефону;
- выполнять простейшие правила этикета;
-культурно вести себя за столом, в гостях, в транспорте и общественных местах;
- бережно относится к природе;
- давать моральную оценку поступкам героев сказок и рассказов и оценку происходящему.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- оказать посильную помощь в домашней работе;
- беречь и заботиться о своём здоровье и соблюдать правила личной гигиены.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- уважение к старшим и их труду;
- ответственное отношение к домашним и бездомным животным.
Ожидаемые результаты освоения программы на втором году обучения.
Воспитанник будет знать:
-почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком.
- значение понятий: «скромный», «щедрый», «сочувствие», ответственность», «бережливость».
Воспитанник будет уметь:
- выполнять творческие задания: рисовать, лепить, делать поделки не только из бумаги, но и из природного материала;
- слушать и понимать просьбы взрослого, отвечать на его вопрос и задавать свой;
- использовать навыки вежливого разговора по телефону;
- применять нормы общения в коллективе;
-давать моральную оценку «Хвастовство, кривляние – это плохо»;
- анализировать происходящие события, поступки героев сказок.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- беречь и заботиться о своём здоровье и соблюдать правила личной гигиены.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- проявлять уважение и любовь к ближним;
- бережно охранять творение природы.
Данные фиксируются в карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе