Светлана Василенко
Этапы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность подчинена одной ведущей потребности – познание окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
Публикация «Этапы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В мире существует огромное количество предметов и явлений. Все они обладают разнообразными признаками, и ребенок сталкивается с этим многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение знаний об окружающем мире происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс; усвоить - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство, необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях, т. е. усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве единиц измерения при оценке свойств веществ. Ребенок должен усвоить системы геометрических форм, шкалу величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, систему фонем родного языка и т. д.
Ребенку в младшем дошкольном возрасте необходимо освоить геометрические фигуры и формы предметов (круглая, квадратная, треугольная, группировать их по цвету, величине, форме, цвету и форме, определять массу (вес) предметов сенсорно-чувствительным путем (тяжелый - легкий, сравнивать предметы путем приложения и сопоставления на глаз; освоить умения образно отображать простые предметы и явления окружающей среды в лепке, аппликации, рисовании, конструировании. Поскольку дошкольный возраст – это время игр, то и ознакомление детей с окружающим миром надо начать с игр и упражнений. Для развития каждого вида восприятия разработана педагогами система дидактических игр. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка: она включает в себя сенсорное восприятие ребенка, учитывает возрастные нравственные мотивы деятельности играющего, а также учитывает принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Дидактические игры знакомят ребенка со свойствами предметов – их цветом, формой, величиной – и с их расположением в пространстве. Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трех-пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах.
Знакомство с сенсорными эталонами происходит во время образовательной деятельности с детьми, а закрепление их – в дидактических, сюжетно-ролевых и самостоятельных играх. Важным фактором по ознакомлению детей с сенсорными эталонами является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.
Первый этап сенсорного развития – знакомство с предметами и их свойствами. Детей знакомят с предметами при целенаправленном наблюдении, рассматривании этого предмета, тем самым развивая зрительное восприятие; при эмоционально-выразительном чтении художественной литературы и при беседе. Так же игры с природным материалом, изготовление подделок из шишек, листьев, ракушек и т. д. решают задачу сенсорного развития детей : всматриваться и чувствовать особенности природного материала (форма, цвет, фактура, запах и даже вес). Общение с природным материалом обогащает ребенка, наполняет его реальными чувствами и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломинки, космической форме камешков, смолящему запаху шишек. Кроме того, работа с природными материалами развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику).
Второй этап сенсорного развития – формирование перцептивных действий с предметами (прикладывание предметов друг к другу для сравнения, наложение, измерение). Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности: дети видят не все свойства предмета, а наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов (трава зеленая, лимон кислый и желтый). Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Общаясь с игрушкой, дети приобретают сенсорный опыт, знакомясь с основными цветами и с размерами. После освоения практических действий дети могут узнать любой предмет, выполняя эти же действия в уме. Для этого этапа характерны дидактические игры и упражнения на восприятие формы, цвета, величины, пространства. Для реализации этого этапа можно использовать игровой материал: вырезанные из цветного картона заготовки, которые надо обязательно разложить по конвертам, т. к. в младшей группе дети приобретают первоначальные навыки работы с раздаточным материалом. В играх используются цветные кубики, строительный конструктор, мелкие предметы, игрушки, веревочки, цветные ленточки, детские музыкальные инструменты, краски. Упражнения на сенсорику, помогают малышам сравнивать свойства многих предметов, получить правильные представления о них, научиться различать предметы по вкусу, запаху, звуку, величине, форме, цвету. Кроме того, это помогает развивать внимание, восприятие, логическое и абстрактное мышление, а также позволить заложить основы творческого воображения.
На третьем этапе – закреплять использование сенсорных эталонов в деятельности детей (лепке, конструировании, рисовании, аппликации); формировать способность сознательно выделять различные части чувственно-воспринимаемых вещей, явлений и преобразовывать эти сведения в управляемые самим ребенком образы и действия с ними. На этом этапе можно использовать : наглядный материал, стихи, загадки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и наблюдение за самостоятельными играми детей.
Таким образом, значение сенсорного восприятия в жизни младшего дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое усвоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.