Гладковская Олеся
Этапы работы по формированию опыта сотрудничества у старших дошкольников
▼ Скачать
Известно, что сотрудничество-это стремление людей в совместной деятельности договариваться, учитывать интересы партнёра, стремление идти на компромисс и т. д. Его истоки под влиянием воспитания зарождаются и проявляются уже в период дошкольного детства. Таким образом, формировать опыт сотрудничества необходимо с детских лет. Особенно важно уделять этому внимание в дошкольном возрасте, когда закладывается основы социальных отношений.
Публикация «Этапы работы по формированию опыта сотрудничества у старших дошкольников» размещена в разделах
Наиболее эффективным средством формирования опыта сотрудничества в дошкольном возрасте является игра, а именно игра с правилами. Так как именно правила стимулируют проявление ребёнком таких компонентов опыта сотрудничества, доступные усвоению детьми дошкольного возраста, как проявление внимания к партнёру по деятельности, выражение сочувствия, сопереживания, оказание помощи, содействия, соучастия, умения совместно планировать деятельность, обсуждать и предвосхищать результаты свои и партнёра и т. д.
Для получения наиболее оптимального результата, в процессе формирования данного опыта, лучше организовать и проводить игры в определенной системе, которая включает в себя, названные выше, компоненты опыта сотрудничества, которые усваиваются ребёнком через игровые правила. Данная система игр состоит из ряда этапов, каждый из которых содержит в себе несколько игр, направленных на формирование компонентов опыта сотрудничества одного или нескольких.
Так на первом этапе у детей формируется способность видеть и воспринимать сверстника, т. к. это необходимо, для того чтобы снять чрезмерную сосредоточенность ребёнка на себе. Кроме этого способность видеть в другом равную и независимую личность является важнейшим условием формирования гуманных отношений со сверстниками.
На втором этапе применяются игры направленные на формирование умения выражать сочувствие и сопереживание. Это является основой оказания помощи, что является задачей третьего этапа.
Задачи первого, второго и третьего этапов, в свою очередь, являются основой четвёртого, где решаются задачи по формированию умений совместно планировать действия, обсуждать их, договариваться и т. п. Эти компоненты будут проявляться детьми в том случае, если они внимательны к сверстнику и стремятся оказать ему помощь и поддержку.
Кроме того, важен ряд условий организации игр:
1. В каждой игре должно участвовать по несколько человек, достигая общим усилием единой игровой цели.
2. Игры не должны надоедать детям, по этому необходимо их разнообразие или постепенное усложнение содержания.
3. Условное разделение детей на имеющих тот или иной уровень сформированности опыта сотрудничества, даёт возможность постановки дифференцированных задач, и применения соответствующих игр, направленных на формирование каких-либо конкретных компонентов сотрудничества.
Так, в работе с детьми, имеющими высокий уровень сформированности опыта сотрудничества, целесообразно использование таких игр, которые способствуют дальнейшему формированию данного опыта.
4. В процессе проведения игр важно грамотное руководство. Необходимо поддерживать во время игр каждого ребенка, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу.
Особенно важно подчёркивать значимость детей, имеющих некоторые отклонения в поведении (замкнутость, нерешительность и т. д.) или внешнем облике, а также их вклад в общий результат, т. к. часто в повседневной жизни сверстники не замечают таких дошкольников, не считаются с их мнением.
Кроме того, для достижения наилучшего результата, дополнительно, нужно напоминать детям о необходимости сотрудничества в повседневной жизни, а именно в процессе любой совместной деятельности. Педагогу также важно поддерживать дружеские связи, возникающие между детьми и любые проявления гуманности по отношению дошкольников друг к другу.
Естественно, что полученный детьми опыт сотрудничества в дошкольном возрасте, будет расширяться в последующие их годы жизни, но все же чем раньше ребенок получит такой опыт, тем безболезненно будет проходить его социализация.