Мастона Азизова
Этапы и технология формирования имиджа
▼ Скачать + Заказать документы
Человек, занимающийся созданием или коррекцией имиджа клиента, называется имиджмейкером. Обычно команда имиджмейкеров состоит из людей различных специальностей, и психолог занимает среди них важнейшее место. Без психологической склейки имиджа и личности клиента создаваемый имидж может оказаться неэффективным и даже принести клиенту вред.
Технологии целенаправленного формирования индивидуального и корпоративного имиджа являются сходными и включают следующие этапы.
Публикация «Этапы и технология формирования имиджа» размещена в разделах
• 1. Формулировка имиджевых целей. Необходимо четко сформулировать послание, которое содержится в желаемом имидже.
• 2. Анализ имиджевой аудитории. На этом этапе проводятся количественные и качественные исследования имиджевой аудитории.
• 3. Прорисовка имиджевых характеристик. Составляется список качеств, которые необходимо транслировать имиджевой аудитории.
• 4. Соотнесение наличных и желаемых характеристик. В результате такого анализа формируются три списка характеристик:
•
o • характеристики, которые имеются у руководителя (организации) и которые работают на создаваемый имидж – их необходимо усиливать и демонстрировать;
o • характеристики, которые имеются у руководителя (организации, но снижают или даже разрушают создаваемый имидж; от них необходимо избавляться или же не афишировать.
o • характеристики, которые необходимы для создания необходимого имиджа, но отсутствуют у человека (организации). Их необходимо нарабатывать.
• 5. Выбор средств самопрезентации личности или организации. Здесь подбираются конкретные техники, направленные на достижение имиджевых целей.
• 6. Вхождение в образ – собственно воплощение имиджа в реальной жизни. Этапы вхождения в образ :
• 1) имитационный образ, рисуемый в собственном воображении; он проигрывается в уме, апробируется. Человек представляет себя уже обладающим желательными качествами, умениями. Продумываются условия, необходимые для воплощения образа;
• 2) ролевой образ. Осуществляется практическое освоение образа, создается его "внешняя оболочка"; анализируются оценки окружающих;
• 3) жизненный образ. Вырабатывается стереотип поведения в созданном образе, в итоге образ воспринимается окружающими как реальная личность. Происходит слияние личности с образом.
Один из наиболее популярных архетипов, используемых при формировании имиджа руководителя, – архетип "героя". Архетип несет очень мощный эмоциональный заряд, поэтому его использование в имидже оказывает магнетическое влияние на аудиторию. Элементы мифодизайна можно использовать как при создании имиджа руководителя, так и при разработке корпоративного имиджа. Для этого в личную историю руководителя или историю создания организации привносятся элементы мифа. Типичными чертами первичного мифа о герое являются: благородное происхождение героя; угроза жизни при рождении; чудесное спасение; серьезные жизненные испытания; подвиги, победы; заслуженное возвышение. Можно также актуализировать архетип, включая во внешний облик руководителя элементы облика мифологического героя: широкие мускулистые плечи, волевое выражение лица и т. п.
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• • технологии формирования имиджа педагога, развития у него уверенности в себе и ассертивности;
• • технику фейсбилдинга для развития у педагога аттракции и фасцинации, позитивно влияющих на процесс взаимодействия участников образовательного процесса;
• • особенности формирования готовности педагога к профессиональной деятельности.
уметь
• • позиционировать личный имидж для профессионального становления и карьерного роста педагога;
• • использовать техники аттракции и фасцннации для создания позитивного личного имиджа;
владеть
• • навыками создания доверительных отношений;
• • навыками самопрезентации и позитивной самооценки.
Термин "имидж" (от англ. image – образ) в буквальном смысле означает целенаправленно созданный облик, тип человека. Впервые в современной практике понятие "имидж" было использовано в политической рекламе Расселом Ривзом в 1956 г. во время предвыборной кампании кандидата в президенты США Д. Эйзенхауэра. Р. Ривз сделал ставку не на то, что говорит кандидат, а на то, как он выглядит. По его мнению, Эйзенхауэр внешне должен был нравиться людям, с которыми предстояла встреча. Такая технология формирования имиджа позволила победить на выборах.
Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Начиная с 1990-х гг., понятие имиджа прочно вошло в наш лексикон и в профессиональную жизнь. Длинный путь, который проделал имидж за весьма короткий срок от чисто рекламного явления до важного идеологического феномена, свидетельствует о той роли, которая отводится ему в современном мире. В наше время в условиях постоянно обостряющейся конкуренции именно имидж специалиста призван стать определяющим фактором в этой борьбе. В конечном итоге побеждает тот, чей имидж оказывается наиболее привлекательным для окружающих людей в профессиональной среде. Э. Рязанов в книге "Не подведенные итоги" заметил: "Пока бьется сердце, надо использовать любой шанс, чтобы нравиться людям. Каждый живет признанием себя другими"
Сегодня в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный и профессиональный успех, как и успешность любой деятельности, индивидуальной или коллективной. Имидж представляет собой как бы неявный (нематериальный) актив, который отражается в соответствующей статье активной части балансового отчета в стоимостном выражении. Кроме того, имидж обозначает оригинальную манеру общения и взаимодействия человека, его стиль деятельности.
Список использованных источников
1. Ананьев Б. Г. Избранные имиджы и психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. AA.E Болигна, Л. Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 2010.
2. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. Тексты: Хрестоматия под ред. Ю. Б.
Дипирайтер. - М. : МГУ, 2012.
3. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Имидж педагога. СПб. : Андреса и сынов, 1992.
4. Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностика способностей // Психологический журнал. - 2011- Т. 1. - № 2.
5. Проблемы научного творчества в современной деятельности / Под ред М. Г. Ярошевского - М. : Наука, 2009