Елена Болычева
Этапы формирования навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Выделяют три этапа формирования навыка, в основе каждого из них лежит метод безошибочного обучения.
Метод безошибочного обучения — это метод использования определенных подсказок. Этот метод позволяет динамично обучать ребенка новым навыкам, снять лишнее напряжение и тревогу во время занятий, вызываемую совершением ошибок. Чем больше ошибок делает ребёнок, тем больше вероятность того, что он начнет испытывать связанные с этими неприятные эмоции. Помимо этого ошибки и их исправление увеличивает количество времени, потраченное на выполнение задания. Соответственно, пройдёт больше времени до получения поощрения. Поощрение поддерживает мотивацию во время занятия, а его длительное отсутствие может привести к избеганию занятия в целом.
Публикация «Этапы формирования навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
Существует 3 этапа формирования навыков, каждый из которых сопровождается использованием определенных подсказок.
1 Физический этап, в основе лежит физическая подсказка.
2 Визуально - вербальный этап, в его основе лежит инструкция и карточка подсказка.
3 Вербальный этап, сопровождается инструкцией и речевой подсказкой.
.
Физическая подсказка.
Цель физической подсказки - помочь ребёнку ответить правильно. Для этой подсказки движение рук ребёнка корректируется педагогом. Различают 4 уровня интенсивности физической подсказки:
- полная физическая подсказка. Руки педагога полностью контролируют руки ребёнка.
- физическая подсказка на уровне кисти - педагог контролирует движение ребёнка, держа свою руку на уровне кистей ребёнка.
- физическая подсказка на уровне локтя - педагог контролирует руку ребенка, держа свою руку на уровне локтя ребёнка. Ребёнок имеет больше самостоятельности, а педагог всё меньше контролирует движение ребёнка.
- физическая подсказка на уровне плеча - педагог руководит движением ребёнка, держа свою руку на плече ребёнка. Он как бы подталкивает руку ребенка от плеча, соответственно ребёнок приобретает еще больше самостоятельности во время выполнения заданий. Интенсивность еще меньше чем в предыдущих.
Начиная обучаться с более интенсивными подсказками и с постепенным снижением уровня интенсивности, ребенок приобретает большую и большую самостоятельность. В процессе тренировки навыков с использованием различных уровней интенсивности подсказки ребёнок усиленно практикует навык, совершая минимальное количество ошибок.
Физическая подсказка является оптимальным видом подсказки для детей с серьезной задержкой развития.
Связующим звеном для перехода от первого этапа ко второму может служить указательный жест педагога. Это не обязательно, но иногда бывает полезен.
Указательный жест.
В этом виде подсказки педагог указательным жестом показывает на правильный предмет или картинку. Сюда же можно отнести направленный взгляд, положение тела.
Второй этап, визуальная и вербальные подсказки.
Визуальная подсказка.
Педагог дает инструкцию к выполнению задания и сопровождает ее показам карточки подсказки. Это помогает ребенку следовать инструкциям без помощи педагога, облегчает понимание инструкции, помогает самостоятельно перейти от одного задания к другому. (ВЗЯТЬ КАРТОЧКИ ДЛЯ ПОКАЗА)
Пример — карточки о поведении на занятиях (тихий ротик, слушаем воспитателя, бери карандаш).
На втором этапе формирования навыков мы используем визуальную подсказку и вербальную (карточку инструкцию сопровождаем речью).
Подсказка может быть предъявлена сразу после инструкции, во время инструкции, и через определенное время, от 1 до 5 секунд.
Исследования показывают, что систематическое и планомерное увеличение времени между инструкцией и подсказкой повышает эффективность обучения. Уровень интенсивности задержки подсказки может изменяться:
1. моментальная подсказка — инструкция — сразу подсказка.
2. задержка 1 сек — ПРОВОДИМ ИНСТРУКЦИЮ И ДЕЛАЕМ паузу в 1, 2, 3 секунду после инструкции.
3. Задержка 5 секунд. На этом уровне ребенок должен уже правильно выполнять сам.
Иногда у детей развивается Зависимость от подсказки. Дети даже после 5 секунд ждут подсказку.
Это происходит по двум причинам:
-Ребенок ждет, т. к. подсказка все равно придет от педагога. Это может быть непроизвольный жест воспитателя, взгляд, непроизвольное движение.
-Вторая причина — отсутствие конкретных последствий в случае правильного ответа и ошибки.
Правильная ситуация такова: я даю правильный ответ — получаю поощрение. Я даю неправильный ответ — поощрение не получаю.
А если ребенок зависим от подсказок, то скорей всего происходит следующая ситуация: ребенок дал неправильный ответ — педагог скорректировал ошибку — ребенок продемонстрировал правильную реакцию после коррекции — воспитатель похвалил и дал поощрение. Т. е. педагог похвалил ребенка после коррекции неправильного ответа. НИКОГДА не стоит давать поощрение после ответа, скорректированного педагогом, даже если он правильный.
Мы не можем менять одновременно и модель подсказки, и интенсивность, и время задержки. Подсказка должна быть одной и той же, пока ребенок не достигнет нужного нам результата. В прикладном анализе поведения есть критерий перехода на менее интенсивный уровень подсказки — 80% правильных реакций в течение трех занятий.
Если ребенок не достигает 80% правильных реакций, то подсказку нужно сделать более интенсивной — т. е. Мы снижаем кол-во ошибок, чтобы не увеличивать отрицательные эмоции и не снижать мотивацию к обучению.
Речевая подсказка.
Словесные подсказки, как правило, это моделирование правильной речевой реакции. Проще говоря, выглядит это как полный ответ за ребёнка с последующим повторением ребёнком. Например, педагог задаё т вопрос: «Что это?», ожидаемая реакция ребенка: «Мяч», таким образом, при использовании словесной подсказки, педагог задаёт вопрос, затем дает речевую модель ответа и ждёт реакции ребёнка.
К словесным подсказкам относятся так же напоминания о том, какие дальнейшие действия будет совершать малыш. Например, при реализации различных режимных моментов, мы напоминаем ребё нку: «Отнеси посуду», «Возьми мыло», «Повесь полотенце», «Веди себя хорошо». Многие дети со сложностями в развитии нуждаются в подсказках, которые помогают переключиться с одно действия на другое. Это связано с затруднениями в планировании последовательности заданий или его компонентов.
Предъявление инструкции.
Инструкция должна быть четкой, короткой и сказанной нейтральным тоном, например, «возьми мяч».
Если инструкция многословна «сядь ровненько, покажи пожалуйста пальчиком, где тут мяч», то ребенку сложно будет выделить те слова, которые являются непосредственно инструкцией. Особенности его восприятия мешают ему понять, на какие слова следует обращать внимание. Если инструкция постоянно меняется, например, покажи мяч, дай мне карточку с мячом, найди мяч и т. п., то вероятность усвоения материала уменьшается. Хотя инструкция была одной и той же, показать мяч.
Т. о. образом на первом этапе обучения навыка инструкция должна быть одной и той же. Все педагоги должны использовать ее согласованно. Когда ребенок научится давать правильный ответ на этом этапе постоянно, то навык можно будет обобщить, используя разные формулировки вопроса.