Любовь Макарова
Эстетическое воспитание. Звуки и краски
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание. Звуки и краски.
«Гармония в цвете подобна гармонии в музыке.
Она оказывает то же воздействие.».
С. Н. Рерих
Одной из важнейших проблем эстетики является взаимосвязь разных видов искусства. Этой проблемой занимались многие представители искусства и искусствознания в разные эпохи и времена: Леонардо да Винчи, Р. Вагнер, М. А. Врубель, И. И. Бродский, М. К. Чюрлёнис и др.
Публикация «Эстетическое воспитание, Звуки и краски» размещена в разделах
Проблема взаимосвязи искусств не потеряла своей остроты и на современном этапе: изучаются вопросы комплексного воздействия искусства на воспитание и развитие человека. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию и концентрируют внимание. Музыка органично вплетена в нашу жизнь. Нас окружает мир самых разнообразных звуков, и малыш впитывает его еще до рождения – слышать он начинает приблизительно с двадцатой недели внутриутробного развития
Не менее важным для человека является и цвет.
Каждый цвет вызывает у человека определённые чувства, переживания, создаёт особое настроение. Есть цвета тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые, успокаивающие и возбуждающие, радостные и трагичные и т. д.
Одни цвета способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Нужно учитывать композицию цветов, их взаимоусиление или ослабление, гармонию либо дисгармонию.
Так, психолог Беатрис Ирвинг считает, что цвет всегда оказывает на нас одно из трё х возможных воздействий: успокаивающее, восстанавливающее или стимулирующее.
Попытки изучения цвета, композиции цветов и влияния их на человека известны ещё по трудам Авиценны, а целостно исследовал, систематизировал и описал это И. В. Гёте в «Очерке учения о цвете». Люди обращают внимание на то, что цвет как и звук, на эмоциональное и психологическое состояние человека. Например, красный цвет усиливает даже мускульное напряжение, а если красное и зелёное освещение уравнять по яркости, то можно наблюдать противоположное действие этих цветов. Под влиянием красного цвета временные промежутки кажутся длиннее, предметы — больше и тяжелее.
Швейцарский психолог Макс Люшер создал свой уникальный цветовой тест, изучая влияние цвета на состояние человека. 23 цвета были выбраны из 4500 цветов, максимально приближенных к природным оттенкам. Сейчас этот уникальный тест позволяет определить психоэмоциональное состояние человека, начиная с шестилетнего возраста.
Созерцание чистых голубых, зелёных цветов различных оттенков заметно уравновешивает состояние детей, развивает внимание и сосредоточение, помогает процессу обучения, поэтому некоторые психологи рекомендуют, иметь в классе квадрат из синей ткани.
Теперь — о звуке. Существуют звуки природы и звуки, производимые человеком, исполняемые его голосом или на созданных им инструментах. И те и другие очень влияют на человеческое сознание и состояние, или наполняя его радостью и успокоением, или, наоборот, вредно воздействуя на его нервную систему «Смотреть на прекрасное и слушать прекрасное — значит улучшаться», — говорил Платон. Учить человека восприятию Прекрасного нужно с детства, развивая утончённый вкус, рассказывая ему о влиянии различных звуков на жизнедеятельность человека.
Творческие личности, как правило, не ограничивают себя одной областью искусства. Многие художники были ещё профессиональными музыкантами, а некоторые и композиторами. И наоборот. Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу - многообразные проявления жизни. Художники часто изображением играющих и поющих людей, но скоро и музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства. Рассмотрим некоторые примеры. Начнём с Ференца Листа, который довольно часто в своих сочинениях опирался на вполне определенные картины. В его фортепианном цикле "Годы странствий. Год второй: Италия" есть пьеса под названием "Обручение" ("Sposalizio"). Именно так итальянцы называют алтарный образ Рафаэля Санти "Обручение Марии" - картину совершенно изумительной красоты, просветлённой грусти и мудрости.
Рафаэля Санти "Обручение Марии
Хрестоматийным примером связи музыки и живописи является фортепианный цикл Модеста Мусоргского "Картинки с выставки".
Невозможно себе представить искусство без природы. Природа и искусство просто неотделимы друг от друга. Пронизанные красотой природы, музыка и живопись смыкаются и взаимопроникают друг в друга.
Крупнейший советский музыковед, академик Борис Асафьев высказал мнение, что с картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели" русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.
Алексей Саврасов "Грачи прилетели»
Пётр Ильич Чайковский и Исаак Ильич Левитан - наивысшие выражения устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью. Поистине непостижимое влияние на Чайковского оказывала таинственная прелесть природы. В одном из писем он восклицает: "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?"
Уже в своей Первой симфонии "Зимние грёзы" композитор звуками рисует чудесные пейзажи зимней дороги и туманного края. Музыку этой симфонии сравнивают с элегическими полотнами Левитана,
Удивительный дар был у Левитана: всё, что рождалось под его кистью, начинало петь. Пейзаж Левитана "Золотая осень" производит, пожалуй, самое умиротворяющее и целительное впечатление. Согласно созвучно поют краски дивного холста. Всё в этой картине как будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Он нашел нужный лад и каждый его мазок звучит чисто полно и верно. Именно с этой картиной созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года".
Левитан "Золотая осень"
Никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось сделать Чайковскому. И особенно это проявилось в цикле "Времена года", двенадцать пьес которого, посвященные двенадцати месяцам года. Пьесы цикла поражают своей невероятной простотой и столь же невероятной внутренней живописностью. Слушая эти пьесы, мы всегда видим их!
В творчестве другого русского художника, Михаила Александровича Врубеля, мы тоже находим влияние музыкальных произведений. Под впечатлением от оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" художником была создана картина "Царевна-Лебедь". Известно, что партию Царевны-Лебедь Римский-Корсаков написал для жены Врубеля, известной певицы Надежды Ивановны Забелы, образ которой, несомненно, влиял на написание картины.
Врубель «Царевна –Лебедь»
Давая первые уроки музыки и живописи малышам мы, педагоги, работающие в детских садах, стоим у колыбели будущих композиторов, и художников и то, что будут слушать и смотреть наши дети, будет формировать их восприятие мира. Очень хотелось бы, чтобы дети с раннего детства знакомились с истинными произведениями искусства.