Ширяева Анна
Эстетическое воспитание: понятие и критерии эстетической воспитанности
▼ Скачать
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Художественные и эстетические явления составляют неотъемлемую часть жизни человека. Их можно встретить в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с природой и искусством, в быту и в межличностном общении. Окружение взрослых и детей наполнено прекрасным и безобразным, трагизмом и комизмом, и это играет важную роль. Красота приносит радость и удовольствие, повышает трудовую активность, делает приятным общение с людьми. Безобразное отталкивает и вызывает негативные эмоции, трагическое учит состраданию, комическое помогает переживать жизненные сложности и поднимает настроение.
Публикация «Эстетическое воспитание: понятие и критерии эстетической воспитанности» размещена в разделах
Стимулируя интегральный метод общения с миром, эстетическое воспитание обучает ребенка на всех уровнях его природно-культурной организации. Оно во всех формах поведения позволяет гармонизировать мир и ценить продукты персонального творчества, себя и своё общение с другими людьми.
В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию. способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Искусство – одна из форм общественного сознания, неотъемлемая составляющая часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения, познания действительности общества человеком. Исходя из этого автор уделяет важное место искусству в эстетическом воспитании.
Соприкосновения с эстетическими явлениями жизни и искусства заставляют ребенка развиваться духовно или эстетически, но при этом ребёнок не понимает эстетическую сущность предметов. Его развитие чаще всего обусловлено стремлением к получению удовольствия от времяпрепровождения. Без постороннего вмешательства ребёнок может получить искажённые представления о жизни, ценностях и идеалах.
Важной частью эстетического воспитания является художественное воспитание. В качестве воспитательного воздействия оно использует средства искусства, которые позволяют сформировать специальные способности и развивают дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.
Средством и условием эстетического воспитания является также и художественная деятельность дошкольников, которую организовывает воспитатель или сам ребёнок. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств. К ним можно отнести театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительную деятельность и декоративно-прикладную практику.
«В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны – ребёнок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать».
Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.
Эстетическое восприятие имеет свои специальные задачи, которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы. Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. В ней предусматривается следующее: развитие умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимание прекрасного; а также воспитание художественного вкуса, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Для осуществления задач эстетического восприятия дошкольников необходимо соблюдать ряд условий: окружающая среда (игрушки, одежда, помещение); насыщенность быта произведениями искусства; самостоятельная активность детей; осуществление индивидуального подхода к ребёнку.
Эстетическое воспитание личности начинается с самых первых дней рождения ребёнка. Всё, что окружает ребёнка с младенчества, оказывает влияние на формирование его личности. Отношение к ребёнку близких, образ жизни, который они ведут, общение со сверстниками, манера поведения окружающих, слова и отношения друг к другу – всё это отпечатывается в сознании ребёнка.
Первоначальный круг общения ребёнка – это его родители и близкие родственники. Они формируют мир эстетических чувств и представлений ребёнка. Учёными хорошо изучена и подтверждена сила и долговечность детских впечатлений. Согласно исследованиям, именно семья закладывает основы формирования эстетической культуры и восприятия будущей личности. Это происходит в самый ранний период её становления, в момент особенно интенсивного умственного развития ребёнка. Именно в этот период особенно важны культурный уровень в семье, педагогическая грамотность родителей и их эстетические запросы.
Формирующее значение в эстетическом воспитании ребёнка играет организация детского быта – чистота, порядок, удобство, красота, где всё упорядочено по цвету, форме, величине и т. д. Приобщение к миру красоты важно начинать с 2-3 лет с наведения порядка в комнате, в опрятности одежды и основ гигиены. Подобные меры должны убеждать ребёнка в том, что в его силах создать красоту собственными руками.
Эстетическое восприятие предметов происходит через их величину, форму и цвет. Необходимо, чтобы игрушки отвечали требованиям разнообразия и позитивности. С помощью предметного моделирования, конструирования и по средствам картинок развивается способность анализировать и воспринимать форму.
Эстетическая воспитанность в первую очередь предполагает наличие эстетического идеала и представления о гармонии, стремления к идеалу в искусстве и окружающей жизни. Каждый человек пытается достичь эстетического идеала, исходя из индивидуальных представлений о вещах, переживаниях и способах, тем не менее, он связан с социумом и представляет из себя общественное педагогическое явление. Представление об идеале может выражаться в человеческих отношениях (этика, труде (техническая этика) и в идеалах красоты человека.
Художественный вкус неразрывно связан с эстетическим идеалом, который в свою очередь представляет собой общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус – это развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни.
Художественный вкус присутствует у детей на разных уровнях, преимущественно определяя уровень эстетической воспитанности.
Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любоваться красотой и совершенством в искусстве и жизни.
Эстетическое наслаждение неразрывно связано с общей способностью к глубокому переживанию чувств, вызванных объектом созерцания. Развитая эстетическая воспитанность выражается в эстетическом удовольствии в общении с прекрасным, в отвращении от безобразного, в чувстве юмора и сарказма при оценке комичного, в сопереживании трагичного.
Глубокие переживания, вызванные эстетическим восприятием, являются следствием представлений об эстетике в искусстве и в жизни. Художественно-эстетическое творчество в искусстве и жизни, в поведении и отношениях – это неотъемлемая часть эстетической воспитанности. Эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности, включающие в себя эстетический идеал, художественный вкус, способность к переживанию и суждению, получение ярких эмоциональных ощущений от созерцания прекрасного – это органичная способность человека. Бесспорно, у дошкольников все перечисленные выше элементы находятся в зачаточном состоянии, но они уже присутствуют и нуждаются в выявлении и развитии. Это является основой для последующей эстетической зрелости детей.
Эстетический уровень воспитанности каждого ребёнка зависит от условий жизни и воспитания. В процессе воспитания педагоги стремятся достичь максимального уровня эстетической воспитанности. Формирование эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству – это основные цели эстетического воспитания. Наиболее уязвимым местом эстетической воспитанности дошкольников является сфера эстетического идеала и художественного вкуса. Это приводит к выводу, что эстетическая воспитанность у детей недостаточна и зачастую ограничена.
Эстетическая воспитанность измеряется такими критериями, как психологический, педагогический и социальный. Способность ребёнка адекватно воссоздать в воображении художественные образы, их воспроизведение, а также способность эмоционального созерцания, переживания и суждения – это область измерения эстетической воспитанности психологическими критериями. По тому, сколько ребёнок уделяет внимания общению с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько его настроение изменяется под влиянием сущности художественного произведения, как он оценивает это произведение и вызванное им своё собственное психическое состояние, можно судить об уровне его эстетической воспитанности.
Для эстетической воспитанности является естественным доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.
Широкий интерес к искусству, потребность в общении с эстетическими явлениями искусства в жизни - всё это можно отнести к социальным критериям эстетической воспитанности. Во всём комплексе поведения и отношений ребёнка так или иначе проявляется эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова. Трудовая деятельность ребёнка, его поступки, отношения с людьми в общественном и личном жизненном пространстве, отношение к его внешнему виду и гигиене являются показателем степени эстетической воспитанности человека.
Объективная оценка эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.
Литература:
1. Лихачёв, Б. Т. Методические основы педагогики. [Текст] – Самара: Базрат, 1998 г.
2. Божович, Л. М. личность и её формирование в детском возрасте. [Текст]/Л. М. Божович – Москва, 1963г.
3. Дубровская, Е. А., Козлова, С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. [Текст]
4. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания. [Текст] Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 352с.