Кирсанова Наталия
Эссе «Здоровому всё здорово» инструктора по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Кирсанова Н. Е., инструктор по физкультуре
ф. МАДОУ № 16 – д/с № 8 «Колобок
город Серов Свердловской области
«Здоровому все здОрово!»
От состояния здоровья детей зависит благополучие любого общества.
Публикация «Эссе „Здоровому всё здорово“ инструктора по физической культуре» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Эссе воспитателей и педагогов
- Эссе инструктора по физической культуре
- Темочки
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Особую роль сегодня в формировании сознания дошкольников играет телевизионная реклама, порой, к сожалению, в отрицательном направлении. Современные компьютерные технологии и видеофильмы на многие часы приковывают любопытных малышей к экрану.
Еще древний Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие».
Особенно страдают от недостатка движения дошкольники: меньше гуляют, играют, бегают, а ведь потребность в движении изначально, как инстинкт, заложена в человеке природой. Недостаток движения нарушает функционирование и, что особенно важно для растущего организма, развитие всех его систем.
Известная пословица гласит: «Каждый кузнец своего здоровья!» Именно поэтому важнейшей целью своей работы, я считаю формирование у ребенка – дошкольника представления о ценности здоровья, позволяющее кардинально перестроить мотивационное ядро личности, создать систему установок на здравое сознание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру. Главная составляющая моей работы – разнообразие форм двигательной активности воспитанников.
Воспитателем работала 25 лет, 12 лет инструктором по физической культуре. За это время накопился опыт, апробировались разные формы и методы физкультурной работы, делались выводы. Постепенно сложилась своя система и стиль. Одним из приоритетных направлений в работе является лозунг: «Кто спортом занимается, тот силы набирается».
Воспитатель – это первый, после мамы учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели – это люди, которые в душе всегда остаются детьми, иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в этой профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце.
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства и движений, в мире радости и чуда, восторга и удивления. Когда видишь глаза детей, ждущие каждое слово, искренние улыбки и эмоции, понимаешь, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, будущих любителей спорта.
Если раньше я обучала основным видам движений и формировала двигательные навыки, то сейчас я рассматриваю приобщение к физической культуре, как творческий процесс. Происходит это потому, что дети, развиваясь в игре, дают волю воображению. Казалось бы, воображение и физкультура несовместимы, но детям интересно проявить свои способности, путешествия в «лес», «на земляничную полянку», представить себя «обитателями морского дна». Образы медведя и лисы помогают в профилактике плоскостопия, змеи и бабочки – в профилактике нарушения осанки, образ ветра и трубача – при проведении дыхательной гимнастики. Если ребенок принимает образ, например, кошки, он автоматически преображается в движении. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи повадки. И вот малыш уже выгибает спину, ползает, мурлычет. Так двигательное воображение помогает сделать мою работу интересной и эффективной. Двигательное воображение помогает также примерить на себя разные роли и скорректировать самооценку, повышает коммуникативную компетентность детей.
Физическая культура помогает не только развиваться физически, но и познавать окружающий мир. Спортивные игры помогают закрепить цвет – поиск домика для зайчика нужного цвета, катание на разноцветных автомобилях с цветными рулями, найди пару по цвету, сбор листьев по цветам; форму и размер – сортировка разных по размеру мячей в разные корзины, выполнение разных упражнений в зависимости от размера мяча (большие мячи несем над головой, маленькие – перед собой); геометрические фигуры – собираем только заданную фигуру, дифференциация в зависимости от пола детей (мальчики – круги, девочки - треугольники, опора на несколько признаков одновременно, построение в такую фигуру, какие плоскостные изображения нашли в ходе занятия и т. д. Кроме того, используя элементы тактильных и кинестетических ощущений радует детей и помогает быстрее достичь двигательного результата – рисование в воздухе носом овала, ухом – треугольника, носочком ноги на полу, рисование предметов или букв пальцем на спине соседа и т. д.
Сезонные тематические занятия также помогают познавательному развитию. Зимние развлечения со снежками, хождение на лыжах, катание на ледяных дорожках – и дети познают свойства снега в разную погоду, свойства льда. В «Морских путешествиях» летом познаются свойства воды. Игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом в природе - «прятки» (за деревьями, кустиками, «угадай за каким деревом позвонили», «сколько шагов до (больших – маленьких)», - и мы повторяем названия деревьев, кустарников, упражняемся в счете, развиваем слух и внимание, память и речь.
Формирование основ безопасности также возможно и в физкультурной деятельности : различные соревнования и эстафеты «Зарничка», «Юные пожарные», «Помощники Светофора» и т. п. – не только упражняют детей в выполнении физических упражнений, но и стимулируют формированию правил безопасности, знакомят детей со специальными профессиями.
Такое использование разнообразных двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширять кругозор и позволяет формировать целостную картину мира, что, по большому счету, и является главной целью познания.
Я стараюсь не только учить детей двигаться правильно, но и знакомлю их с самими собой. После занятий дети находят у себя ладошкой сердце, слушают, как оно стучит у товарища, сравнивают, как оно стучит после бега или в покое. Так, у детей появляется уважение к своему телу и организму, желание о нем заботиться и беречь, формируются навыки безопасности и самосохранения.
Не представляю своих занятий без музыки. Танцевальные разминки, импровизации, музыкально-подвижные игры, и просто сопровождение – вот где проявляется стимулирующая, мотивирующая, ритмическая, координирующая, расслабляющая или тонизирующая функции музыки, без которой занятия стали бы сухими, скучными и неинтересными.
Именно такие новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, складывающиеся в современной системе дошкольного образования, - один из путей достижения качества образования, которое наглядно видно при сравнении показателей развития на тот момент, когда они поступили в детский сад и на этапе выпуска в школу.
Мои детские мечты реализовались! В детстве я посещала драматический кружок и занималась танцами, в старших классах – увлекалась спортом и участвовала в соревнованиях. Вот так и вышло, что в моей профессии все мечты сложились воедино. Сейчас я – и Доктор Айболит, и клоун Клепа, и Снеговик, и Генерал, и Баба Яга… Я бегаю, хожу на лыжах, обучаю детей танцевальным движениям. Поэтому слова Владимира Ивановича Даля вполне применимы и ко мне: «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанников».
Считая себя современным педагогом, я, тем не менее, нахожусь в постоянном поиске своего «Я» в профессии. И я считаю, что мне удается не столько научить детей, сколько первостепенно зажечь в них интерес к занятию спортом, и тогда все намеченное идет своим чередом, гораздо легче и продуктивнее. Ведь не зря Р. Роллан сказал «Здоровье так же заразительно, как и болезнь». Поэтому, отдавая спорту время, я взамен получаю здоровье дошколят.
Искренне и без лукавства я горжусь своей профессией, не боюсь гореть работой и стараюсь увлечь ею своих коллег, я не жалею себя для детей. Хотя бывают неудачи и огорчения, я стараюсь к ним относиться позитивно, ведь они помогают двигаться вперед и искать новые приемы, технологии, способы и средства работы с малышами.