Юлия Крупицкая
Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
«Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека»
«…самое прекрасное зрелище на свете - ребенок, уверено идущий
по дороге, после того, как вы показали ему путь» (Конфуций)
Публикация «Эссе „Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека“» размещена в разделах
Неотъемлемой характеристикой современного дошкольного образования становится гуманное образование, смысл которого состоит не только в личностно-ориентированном подходе к ребенку, но и в раскрытии, поддержке, сохранении уникальных особенностей ребенка и самоценности детства.
Принцип уникальности и самоценности детства, восходящий в своих истоках к трудам талантливого ученика Л. С. Выготского А. В. Запорожца, в своей основе базируется на теории «о движущих силах саморазвития ребенка», т. е. о существовании у ребенка внутренних стимулов к развитию, которые грамотный педагог должен помочь самостоятельно раскрыть маленькому человеку. Идеи известных ученых не потеряли своей актуальности в современной дошкольной психологии и педагогике и спустя большое количество времени, переосмысленные вновь, легли в основу современного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Воплощением принципа, стал системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДОУ, призванный принимать поддерживать детскую уникальность и самоценность, что является основополагающим в гармоничном развитии личности ребенка, его индивидуальных особенностей и в его дальнейшей социализации. Психолого-педагогическое сообщество пришло к единой позиции, которая стала целью системно-деятельностного подхода – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Поэтому задачей дошкольного образования в целом и каждого педагога в частности является построение такого педагогического взаимодействия, где «усилия взрослого — воспитателя или родителя — должны быть направлены на то, чтобы деятельность ребенка, с помощью его, взрослого, организованная, превратилась в детскую самодеятельность».
Реализуя цели системно-деятельностного подхода в собственной деятельности, направленной на коррекцию и развитие речевой функции ребенка, опираюсь на особые уникальные особенности развития воспитанника, пытаюсь учесть в коррекционной работе неповторимость каждого субъекта взаимодействия. Я стремлюсь, чтобы субъектом взаимодействия в моей практике становился не только ребенок, но родитель и воспитатель. Поэтому, основной профессиональной задачей моей деятельности является овладение роли наставника, являющейся в современном дошкольном образовании показателем инновационности в работе. Категория моих воспитанников разнообразна – это дети с общим недоразвитием речи разной степени тяжести, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, как правило имеющие низкий статус в группе. На первичную речевую проблему такого ребенка, не получившего вовремя поддержку, могут наслоиться многие другие проблемы. Поэтому задачей учителя - логопеда – наставника является организация интересов детей с преодолением их проблем, возникших в развитии устной и письменной речи, с трудностями в усвоении учебного материала, использование детского потенциал владения интерактивными технологиями. Тем самым раскрывая и развивая уникальность каждого воспитанника.
Завершая свое размышление, предполагаю, что логопед как наставник острее чувствует интересы и образовательные потребности своих воспитанников, умеет учитывать и поддерживать уникальные потенциальные возможности ребенка, прослеживать этапы их становления, сохраняя при этом детскую самоценность.