Светлана Савина
Эссе «Детство — зачем оно? Акселерация или амплификация?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – зачем оно?Акселерация или амплификация?»
В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.
Публикация «Эссе „Детство — зачем оно? Акселерация или амплификация?“» размещена в разделах
Напрашивается вопрос Акселерация – это хорошо или плохо? Ответ на него не однозначен.
В настоящее время проблема акселерации (ускорение умственного и физического развития) детей, занимает умы врачей, биологов, психологов, социологов и преподавателей всего мира.
Работая в детском саду, знаю, что многие родители представляют ребенка как маленького взрослого, только недоученного, ничего не знающего и не умеющего.
В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре-ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Считаю «Больше или «Раньше» не означает лучше. Прибегать к искусственному ускорению, подстегиванию развития детей, не только нецелесообразно, но и опасно. Родители обязательно должны проявлять активность, но при этом не забегать чрезмерно вперед, не двигаться семимильными шагами, применять планируемое к реальным возможностям детей.
Ведь такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог-раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).
Психолог А. В. Запорожец исследовал психологию в разных направлениях и считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Согласно которой, каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.
А мы знаем, что именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и пр. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение, так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие. Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии.
Да, конечно, путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
Таким образом,развивая в ребенке до виртуозности односторонность, мы можем привести его к тому, что для него станет нормой изнуряющая борьба за выживание в качестве сильного или умного, или восприимчивого. Вместо гармоничного расцвета личности будет совершенствоваться лишь одна какая-то сторона ценой деградации других качеств. Вопрос «цены» человеческого развития – по существу, вопрос нашей воспитательной позиции.