Екатерина Силивертстова
Консультация «Развитие воли и самоконтроля у подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
От автора: Представляю отрывок своей научной работы об особенностях развития самоконтроля и воли подростков. В статье освещены теоретические наработки психологов прошлых лет, а также результаты наблюдений и научных экспериментов.
Публикация «Консультация „Развитие воли и самоконтроля у подростков“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Произвольная волевая регуляция психической деятельности и поведения у подростков 11-14 лет затруднена в связи с ослаблением контрольных функций коры, которые связаны в свою очередь с изменением баланса корково-подкорковых отношений в данном возрасте в пользу преобладания возбуждающих влияний подкорки. Невозможность постоянного самоконтроля со стороны самого подростка и его желание быть самостоятельным, опека со стороны родителей, обусловленная желанием родителей видеть своего ребенка здоровым, могут вместе привести к реакции эмансипации, свойственной подростковому кризису при чрезмерном контроле подростка родителями. Реакция эмансипации характеризуется стремлением освободиться от опеки родителей, контроля и покровительства со стороны старших. Все это сопровождается особым эмоциональным реагированием со стороны больного подростка, свойственным именно данному возрасту.
В подростковом возрасте, как отмечает А. И. Высоцкий (1979, происходит коренная перестройка структуры волевой активности [Ильин Е. П., 2000]. Подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции, в то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы: действие происходит по наиболее сильному мотиву. Умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает у него беспокойство [Ильин Е. П., 2000]. По мнению Камышовой В. И. и Петрова И. К. (1986, для подростков 12-14 лет характерно переоценивать уровень развития у себя волевых качеств.
Чрезмерная эмоциональность, сила эмоций, глубина может оказывать на самоконтроль значительное влияние. Как аффект, так и апатия способствуют затруднению контроля над собой, своим телом и действиями, особо важными для поддержания оптимального состояния, вследствие того, что человеку весьма сложно выйти из данного эмоционального состояния, что еще раз указывает на особую связь эмоциональной и волевой сферы человека. Наиболее это характерно для подросткового возраста, где особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план, а также волевую активность, когда все действия направлены лишь на предмет аффекта.
Особенностью эмоционального компонента внутренней картины болезни подростков является то, что они испытывают тревогу понимания реальности смерти, иногда презрение или отчаяние, связанное с этим пониманием [Исаев Д. Н., 2005]. Страх смерти требует от подростка волевых усилий, связанных с его преодолением. В своем стремлении преодолеть тревогу подростки фактически игнорируют смерть, создавая опасные для жизни ситуации – отказываясь от назначений врачей при тяжелых заболеваниях и помощи родителей относительно контроля над их соматическим состоянием. Таким образом, хотя и не всегда удачным и безопасным способом, подростки преодолевают чувство страха, связанное с пониманием реальной возможности своей смерти.
Как пишет Ильин Е. П. (2000, есть волевые качества, не связанные с преодолением эмоций, например, терпеливость. Под терпеливостью понимают способность человека к длительному подавлению волевым усилием стремления выйти из неблагоприятного состояния (утомления, гипоксии) [Ильин Е. П., 2000]. При этом у лиц со слабой нервной системой усталость проявляется позже, чем у лиц с сильной нервной системой (за счет более экономного расходования энергии, хотя следовало ожидать обратного).
Стоит отметить, что изменения, обусловленные нарушением корково-подкорковых отношений и ослаблением управляющей функции фронтальных отделов коры мозга, являются временными. Таким образом, в результате у старших подростков восстанавливается и нормализуется произвольная саморегуляция поведения и психической деятельности: к 14-15 годам у девочек и 15-17 у мальчиков. Если этого не происходит, следует говорить о раннем или позднем половом созревании, опережающем или запаздывающем развитии.
В подростковом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие организма, заканчивается морфофункциональное созревание мозговых структур, в том числе лобных отделов коры, в основном завершается формирование двигательной системы [Любомирский Л. Е., 1974]. С этим же периодом связаны и характерные тенденции в развитии самоконтроля, которые мы рассмотрим далее.
Установка на самоконтроль, наличие образца, с которым соотносится выполняемая учебная деятельность, а также умение осуществлять процесс соотнесения – все это сохраняет свое значение в качестве обязательных условий формирования самоконтроля у учащихся среднего школьного возраста [Никифоров Г. С., 1989]. При этом в подростковом возрасте появляется и ряд новых признаков в сфере самоконтроля :
- наблюдается рост понимания со стороны учащихся значения самоконтроля как фактора, способствующего повышению качества их учебной деятельности;
- происходит объединение рабочих действий и самоконтроля, который начинает все естественнее входить в учебную деятельность как его неотъемлемая составляющая.
К концу среднего школьного возраста самоконтроль превращается в обобщенное и сокращенное умственное действие, а мыслительные операции, необходимые для его осуществления, начинают выступать в свернутой форме [Никифоров Г. С., 1989]. Однако стоит отметить, что при встрече с определенными трудностями и переживаниями, связанными с чувством неуверенности в правильности выполняемого действия, деятельности, самоконтроль снова становится более осознанным и развернутым.
Еще одной характерной особенностью данного возраста является то, что наряду с самоконтролем за промежуточными и конечными результатами деятельности подростки обращаются к предварительному, предвосхищающему, самоконтролю, с помощью которого они пытаются уяснить цель предстоящей деятельности, намечают план действий, осуществляют корректировку планируемых результатов [Крылов А. А., 1949, 1976]. Формирование собственной личности самовоспитанием с помощью активного самоконтроля является еще одной новой и принципиально важной вехой подросткового возраста.
Среди факторов, лежащих в основе большой вариативности индивидуальных различий в самоконтроле, Гавакова Т. И. (1965) называет типологические особенности высшей нервной деятельности, уровень развития учебного сознания и самосознания, отношение к учебе, субъективные предпосылки побуждения и исполнения самоконтроля. По мнению автора, недостаточное развитие самоконтроля, выявленное в процессе исследования, объясняется уже не возрастными особенностями подростков, а отсутствием со стороны учителей и школы систематической и последовательной требовательности к осуществлению учащимися самоконтроля.
Повышению эффективности самоконтроля, по мнению Кувшинова Н. И. (1958, 1961) может способствовать следующее:
- максимально четкое формулирование целей, способов и последовательности выполнения задания;
- выполнение учениками специальных упражнений, направленных на выработку навыков - контрольно-измерительных действий и приемов регуляции своих действий на основе результатов самоконтроля;
- специальная разработка методических приемов, определяющих успешный переход от простых упражнений к сложным комплексным заданиям.
Таким образом, в подростковом возрасте самоконтроль имеет определенные особенности, проявляющиеся, в первую очередь, двумя новообразованиями: рост понимания со стороны учащихся значения самоконтроля как фактора, способствующего повышению качества их учебной деятельности, и объединение рабочих действий и самоконтроля, который начинает все естественнее входить в учебную деятельность как его неотъемлемая составляющая.