Ирина Маяцкая
Эссе «Семь главных умений моей профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ
воспитателя МАДОУ № 272 г. Ростова-на Дону
Маяцкой Ирины Васильевны
"Семь главных умений моей профессии"
Вот уже 15 лет я работаю воспитателем детского сада. За прошедшие годы я много узнала, многому научилась и помогли мне в этом не только книги, старшие более опытные коллеги, но и мои дорогие дети. Я училась и «росла» вместе с ними. Мне удалось поработать в группах детей разного возраста и поэтому мне одинаково дороги как наивные, бескорыстно любящие крохи из яселек, так и любопытные «почемучки» из дошколят.
Публикация «Эссе „Семь главных умений моей профессии“» размещена в разделах
Находясь в стенах, ставшего уже вторым домом, сада я поняла истину, что «случайные» люди здесь не задерживаются. Те кто безответственно подошел к выбору профессии педагога, довольно быстро разочаровываются, осознают свою ошибку. Те же кто остался, остаются здесь навсегда! Так кто же эти люди? Чем они отличаются от других? Какими знаниями и умениями обладают?
Первым и особо значимым является умение полюбить «чужого» ребенка как своего. Принимать его таким каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Прощать ему его шалости и ошибки. Стать для него не только наставником, но и другом. Ведь еще великий педагог Песталоцци сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать».
Одним из главнейших качеств, необходимых педагогу, я считаю умение брать на себя ответственность не только за здоровье и жизнь детей, но и за то чему мы смогли их научить. Не только гордиться их успехами, но и возлагать на себя бремя их неудач и проступков. Суметь проанализировать, произошедшее и по возможности исправить ситуацию. Не осуждать ребенка, а любить его таким, каков он есть!
Не менее важной является способность «видеть мир глазами ребенка», поставить себя на его место, стремиться прочувствовать то, что чувствует маленький человек, интересоваться тем, что интересно ему. «Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие». (Д. И. Писарев) Именно умение «общаться на равных» является залогом построения доверительных и дружеских отношений с детьми.
Взрослый не должен бояться показаться в глазах детей «не складным», «в чём-то не осведомленным», а порой даже смешным простаком. А. Аверченко писал: «Никогда не показывайте, что умнее ребёнка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдёт в себя, спрячется, как улитка в раковину». Педагог обязан подключить все свои артистические способности, чтобы убедить ребенка в том, что ему просто необходима его помощь («Помоги мне пожалуйста…» «Подскажи как правильно…» «Давай сделаем это вместе…» и т. д.). При помощи таких, подкрепленных похвалой («Без тебя бы я не справилась…» «Какой ты молодец!» и т. д., нехитрых приемов ребенок осознает свою значимость, у него появляется чувство уверенности в себе, в своих возможностях.
Хороший педагог – человек, умеющий видеть и слышать то, что не видят и не слышат другие. Подобно психологу, он должен замечать малейшие проявления эмоционального дискомфорта в поведении ребенка, попытаться разобраться в причинах происходящего и вовремя прийти на помощь, оберегая не только физическое, но и психическое здоровье крохи.
Огромную роль, в работе воспитателя, играют его организаторские способности. Исходя из личных предпочтений каждого воспитанника, он должен стараться подобрать такую тему, предстоящей деятельности, которая заинтересует всех и никто из ребят не останется в стороне. Именно в его компетенции создать такую предметно-развивающую среду, в которой каждый дошколенок найдет для себя что-то интересное и познавательное.
Великий педагог - Ян Амос Коменский говорил: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ведь от того как организована повседневная жизнь группы зависит желание ребенка вернуться туда снова и снова.
Очень значимым является умение педагога сотрудничать с семьями воспитанников. В настоящее время многие родители, устроив ребенка в ДОО, придерживаются такой позиции: «В саду научат!», а иногда и «Вам за это деньги платят!», забывают, что именно: «Семья является основным институтом воспитания ребенка!». На плечи воспитателя ложится задача стимулирования активной родительской позиции в семье.
Для успешного построения доверительных отношений, воспитателю важно показать родителям, что ему не безразлична судьба их чада и он всегда готов прийти на помощь, в решении той или иной проблемы, дать необходимый совет. Он не должен общаться с ними «с высоты своего педагогического опыта», считая свои взгляды, на тот или иной вопрос, единственно правильными, а признавать право каждого человека на свою точку зрения. Именно в его силах убедить родителя, что действуя сообща, можно помочь ребенку достичь тех или иных вершин гораздо быстрее.
Не смотря на то, что мне еще многому нужно научиться, уже сейчас мне искренне хочется верить, что «мои дети» будут вспоминать детский сад лишь с теплотой и любовью. Пройдет время и мы обязательно встретимся. Наступит день когда они опять переступят порог родной группы, держа за руки своих любимых малышей.