Галина Лукина
Эссе «Рисую свою профессию красками радуги»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Рисую свою профессию красками радуги»
Г. А. Лукина, воспитатель,
МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок».
«Радуга, скажи, какая сила все твои цвета соединила?» Чтобы ответить на этот вопрос, думаю, нужно работать в детском саду. Я – воспитатель! Кто-то улыбнётся, услышав это, кто-то посочувствует, кто-то скажет: – «Ну и работу ты себе выбрала…».
Публикация «Эссе „Рисую свою профессию красками радуги“» размещена в разделах
Я с достоинством говорю о своей профессии и понимаю её значимость, когда утром встречаю радостных, искренних, непосредственных ребятишек. Ведь каждый ребёнок это отдельный мир, со своими желаниями, чувствами, настроением, взглядом на всё окружающее его. Каждый ребёнок воспринимает красоту окружающего мира, даже без целенаправленного воспитания взрослых, но такое восприятие нередко оказывается поверхностным, здесь-то и необходимо сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества. Поэтому очень важно создать комфортные условия в группе, чтобы ребёнок снял напряжение, страх, тревогу, раскрыл свои творческие способности для познания окружающего мира с улыбкой и добротой.
Самое главное в моей профессии – любить детей такими, какие они есть, просто так, ни за что, окружать их вниманием, любовью. Ведь каждый ребёнок уникален, в нём живёт талантливый художник, пытливый наблюдатель, неутомимый исследователь и он открыт для красоты и добра.
Наш детский сад посещают дети, имеющие речевые нарушения. При коррекционно-развивающем обучении у ребёнка существует физиологическая необходимость чувствовать себя спокойно и хорошо. Личностно-ориентированный подход при определённой системе позволяет вызывать положительные эмоции у детей, имеющих речевые нарушения. А положительные эмоции являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей, природных склонностей, новых резервов, коррекции развития личности дошкольника. И с первых дней пребывания ребёнка в детском саду, начинаю рисовать яркую, красочную картину детского счастья – радугу. Цвета в ней буду соединять смехом и радостью, вниманием и любовью, непосредственностью и искренностью, творчеством, познанием и дружбой. Набираю краски и рисую красную полосу в радуге, она первая и придаёт радостную активность, вдохновение, а кому-то настороженность перед новым. Ребята входят в игру, погружаются в мир цвета и фантазии, а для меня важно, чтобы их игровая деятельность была успешной, так как именно она является ведущей деятельностью в детском саду. Курс образовательной деятельности для детей 3 лет «Путешествие в страну красок».
Дети рисуют весёлые, озорные, яркие картины ручками, ножками, и я знаю, что в этот момент при тактильных контактах с краской и бумагой снимаются страхи, неуверенность, мышечное напряжение. И от этого ребята получают много радости. Настроение остаётся хорошим на весь день.
Осваивая данную технику, снимая напряжения, веря в свои силы, я рисую оранжевой краской. Она оказывает активизирующее действие, и дети легко справляются, не теряя интереса к деятельности, продолжают играть. Курс образовательной деятельности для детей 4 – 5 лет «Поможем детям справиться с тревожностью».
Ребята растут. И вот, уже пора добавить жёлтого цвета в радугу, для развития любознательности, познания нового. В. А. Сухомлинский считал, что знакомить детей с каждым предметом окружающего мира надо в связях с другими предметами, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». И им открывается мир цветных фантазий. Здесь я применяю свои знания, умения, педагогический такт, чтобы помочь детям войти в этот мир, принять новое. Осторожно знакомлю с разными видами нетрадиционных изобразительных средств, с разнообразием цветов, окружаю вниманием и любовью. Создавая атмосферу безопасности и надёжности, рассказываю сказки, дети рисуют, слушая чудесную музыку, которая звучит или является в воображении детей…
И настаёт тот момент, желание ребёнка самостоятельно выражать свой мир в ярких цветах. В радугу добавляю зелёный цвет, который способствует внутренней стабильности, уверенности, достоинству. И мы видим самостоятельные работы детей, не всегда понятные нам, но понятны всегда ребёнку и он может рассказать про каждую точку, про каждый мазок.
Рисуя голубую и синюю полосы в радуге, придаю уверенности детям в свои силы, спокойствие. И мы входим в мир сказки. Игра предполагает рассказывание и одновременную зарисовку, творческое изменение событий. У игры со сказками есть правила, которые ребята учатся выполнять:
рисование предметов из геометрических фигур, которое даёт возможность быстроте исполнения и сохранению интереса;
указание расположения на листе;
изображение простым, цветным карандашами, пастелью, углём.
Такие сказки можно продолжать длительно, но важно уловить нужный момент и закончить сказку. Ведь вовремя законченная сказка является фундаментом для дальнейшего творчества. Цикл сказок для детей 5-6 лет «Слушаю и рисую».
Работа с красками не всегда завершается хорошим настроением и, чтобы сохранить вдохновение работать с красками, учу ребят вариативности в любых непредвиденных ситуациях, например, предлагаю превратить кляксу, пятно, каплю, неполучившегося зверька во что-то другое, изменив сюжет рисунка. Предлагаю изменить время года, добавляя новые цвета. Настроение сохраняется, и ребёнок получает новый опыт.
И теперь все вместе набираем фиолетовую краску и добавляем последний цвет в нашу радугу. Он помогает укрепить уверенность в себя, в свои силы, активизирует на дальнейшее творчество. Курс образовательной деятельности для детей 6 лет «Времена года».
И вот, картина готова. Радуга, на голубом небе сияет, яркими цветами. На протяжении нескольких лет насыщала и соединяла цвета в радуге вниманием, доверием, искренностью, добротой, смехом, радостью, творчеством и познанием.
Педагогическая практика показала, что больше возможности для развития творческих способностей у детей предоставляет образовательная деятельность с использованием нетрадиционных методов рисования, которая является частью основной общеобразовательной программы детского сада «Родничок», формируемой участниками образовательного процесса. Играя с красками ребёнок, спокоен, открыт и уверен, что получится и получится хорошо, он полностью отдаётся творчеству. А в этот момент включаются зрительные и двигательные анализаторы, развивается интеллектуальная способность: память, внимание, мышление, речь. Ребёнок начинает думать, анализировать, сравнивать, воображать. Активизируется словарный запас, включается усилие. Он начинает трудиться, овладевает умениями, учится вариативности, приобретает опыт. И наша радуга ещё ярче начинает переливаться всеми цветами от детской радости, от смеха, от улыбок, от счастливых лиц детей.
…Долго трудились над радугой краски.
Радуга вышла красивой, как в сказке,
Вся разноцветная, – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета.
А. Венгер