Татьяна Малютина
Эссе по теме «Современный логопед и современная профессия логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
___
Малютина Татьяна Анатольевна
Тема:
Современный логопед и современная профессия логопеда
Современный логопед-это педагог, помогающий детям в преодолении речевых нарушений посредством познавательных, интересных, увлекательных игр. Если у ребенка имеются проблемы речевого развития, то ему требуется специализированная педагогическая помощь. И на помощь приходит один из самых главных помощников в этом вопросе -это логопед. Ребёнок во время таких игр совершенно не вспоминает, то он находится на занятии, ведь логопед настолько вовлекает его в процесс обучения своим позитивным настроем, разнообразными дидактическими играми, находясь на «одной волне» с ребёнком в «большом океане» знаний великого русского языка. Логопед в каждом частном случае находит индивидуальный подход к ребёнку. Это обязательное условие для положительного взаимодействия логопеда и ребёнка. Если ребёнку не комфортно на занятиях, он стесняется или тревожен, и результат получим очень низкий. Ребёнок не сможет в таком состоянии раскрыться насколько это возможно. Поэтому логопед должен постараться, чтобы найти «ключик» к каждому ребёнку. Если у ребёнка сложились хорошие, доверительные взаимоотношения с логопедом, то и результат из взаимной работы буде гораздо лучше. Ребёнок на каждом занятии будет раскрываться все больше и больше, и результат от этого будет только выше. Для успешной работы в преодолении речевых нарушений логопеду необходимо проявлять творческие навыки. Детство-это мир игры, фантазии, творчества, поэтому дети обожают театр. Логопед старается сделать из занятия маленький спектакль, в котором есть приходящий сказочный герой, которому обязательно нужно помочь, а помощниками выступают сами дети. Такое занятие как маленький праздник, в котором дети-главные актёры. Увлекательные занятия принесут огромную пользу для всестороннего, а, главное, речевого развития ребёнка. Для наиболее быстрого результата по коррекции речевых нарушений однообразные задания по картинкам приносят интерес на некоторое время, но при повторении одного и того же речевого материала интерес быстро пропадает, задания становятся скучными и монотонными, ведь детям необходима постоянная смена деятельности. Логопед старается сделать коррекцию речевых нарушений наиболее продуктивной. Для этого педагог использует разнообразный наглядный материал в виде картинок, различных пособий, игрушек. В этом вопросе фантазия и креативность логопеда всегда на высоком уровне. Полки с дидактическими играми и пособиями постоянно пополняются, чтобы интерес к знаниям увеличивался, и дети шли на занятия с хорошим настроем на улучшение своих речевых недочётов. В современном мире дети и компьютерные технологии стали неразрывными составляющими, прогресс не стоит на мести, и дети двигаются в такт с современным миром. Компьютерные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, запоминающимся, многогранным. Разнообразие и качество интерактивных технологий повышает качество усвоения информации, дети с интересом выполняют задания. При этом логопед решает множество своих поставленных задач. Это могут быть задания по постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Артикуляционная гимнастика намного становится интереснее, если ее проводить с каким-нибудь компьютерным героем. Задания по развитию лексико-грамматическим категориям не только воспринимаются детьми быстрее, но и облегчают работу для самого логопеда. Прогресс не стоит на месте и современный логопед в настоящее время в связи с новыми компьютерными технологиями может проявить себя и помочь детям дистанционно. Бывает так, что в отдалённых населённых пунктах нет логопедической помощи, и тогда приходят на помощь онлайн занятия. .Время, потраченное на дорогу так же является большим плюсом в онлайн работе. Для ребё нка так же есть несомненные плюсы в работе через интернет: это занятия в привычной, комфортной любому ребёнку обстановке, то есть у себя дома. Помощь мамы или папы так же важна для ребёнка. Видео и аудиоматериалы делают онлайн-занятия очень интересными для ребёнка. В таких занятиях логопед использует яркие краски, персонажей современных и знакомых мультфильмов, музыкальное сопровождение. Сейчас почти все дети знакомы с компьютерными играми, поэтому и занятия по развитию речи онлайн они будут воспринимать как игру, а значит, процесс по коррекции речевых нарушений пройдёт быстрее, насыщеннее и интереснее. Онлайн занятие можно провести и с группой учеников, речевые нарушения которых идентичны. Не секрет, что для достижения результата, самое важное в занятиях с логопедом-это регулярность, постепенное усложнение материала. Если ребёнок по каким-либо причинам приходить на занятия не может, то за этот период уровень развития речи начнёт снижаться, и потом логопеду приходиться возвращаться на предыдущий этап. В онлайн занятиях этого можно избежать, ведь ехать и идти не нужно, главное, чтобы был компьютер и интернет, тогда занятия проходят беспрерывно настолько, насколько это необходимо ребёнку для достижения поставленной цели. Современная логопедия постоянно ищет новые способы и методы для работы с детьми, имеющие особенные потребности в образовании, для успешного процесса коррекции речевых нарушений. Среди современных методов можно выделить такое направление, как арт-терапевтические технологии. Существует множество арт-терапевтических направлений. К ним относится: изотерапия, цветотерапия, игротерапия, музыкотерапия,сказкотерапия,библиотерапия,кинезиотерапия,имаготерапия,ароматерапия,смехотерапия. Арттерапияодин из методов логопедической и психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Методы арт-терапии благотворно влияют на коррекцию речевых патологий, как дополнительный прием положительного влияния на ребёнка. В процессе ребёнок раскрывается, учится дружелюбному взаимоотношению со сверстниками. Особенно методы арт-терапии благотворно влияют на детей с тяжёлой патологией речи. Каждый ребёнок может выбрать то направление, которое его заинтересовало, которое ему больше подходит. Таким образом, появляется стимул общения с педагогом или ребятами. Результаты такой нестандартной работы логопеда с детьми становятся наиболее высоким, ведь ребёнок, имея тяжёлую патологию речи, может проявить себя с творческой стороны, где речь обязательно будет сопровождать его интересующую деятельность, при таком методе ребёнок охотнее идёт на контакт, а, значит, и речевая деятельность будет наиболее высока. Среди инновационных технологий в работе логопеда можно выделить такой метод как – мнемотехника в работе с дошкольниками. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Этот метод удобен те, что его можно проводить как в индивидуальной работе, так и на фронтальных занятиях. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе логопеда по развитию связной речи детей. У детей с речевыми нарушениями возникают трудности при построении высказывания, умение связно и последовательно излагать свои мысли тоже затруднено. Для устранения этой проблемы логопед применяет схемы-мнемотаблицы, которые помогают детям последовательно, картинка за картинкой создать связный рассказ. Детям очень нравится сочинять рассказ по таким схемам, и этот метод приносит большой вклад в развитие речи ребёнка. Современный логопед уделяет большое значение здоровьесберегающим технологиям. Среди детей, у которых имеются проблемы в речевом развитии, часто бывают нарушения в развитии мелкой и общей моторики, высших психических функций, таких как память, внимание, мышление. Поэтому работа логопеда включает в себя упражнения по развитию общего укрепления, включающие в себя различные физкультминутки, зарядки, музыкальные разминки, логоритмику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, упражнения по развитию внимания, памяти, мышления. Когда занятие проходит комплексно, когда оно включает в себя разные виды деятельности, тогда оно направлено на общее всестороннее развитие ребёнка. Насколько ребёнок сможет правильно и свободно строить свои мысли в речи, настолько ему комфортнее будет находиться в социуме. Ведь правильная, красивая, связная речь является залогом решения многих задач и вопросов. Важно, чтобы речь всегда была помощником в любых ситуациях, чтобы ребёнок, а затем уже взрослый человек, смог правильно изложить свои мысли, чтобы их речь приятно было слушать окружающим. Грамотная письменная речь так же важна в современном обществе. Очень часто это может повлиять как на будущую профессию, так и в личных ситуациях. Поэтому логопед, помогая преодолеть речевой барьер, речевые трудности, повышает уверенность и самооценку детям, вдохновляет детей на новые знания и умения. Помочь ребёнку раскрыться, стать более уверенным, способным преодолевать различные трудности – задача логопеда. Уже на самых ранних этапах становления личности, логопед закладывает необходимые условия для дальнейшего развития человека. Современная школа предъявляет высокие требования к образованию, где правильная и красивая речь является необходимым условиям для успешного обучения. Наличие речевых дефектов негативно может сказаться на процесс обучения, а так же может возникнуть ограниченность во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Если дети своевременно не получали необходимую логопедическую помощь, недоразвитие речи может на их общее развитие, могут возникнуть сложности в умении выразить свои мысли как в устной речи, так и в письменном изложении. Сформированная устная и письменная речь является залогом успеха в будущем во многих отраслях Современный логопед – это педагог, который, делает возможность роста для дальнейших перспектив ребёнка, обучая и формируя правильную речь. Современная логопедия – это наука творческая, всесторонняя, увлекательная. Она крепко взаимосвязана и переплетена с такими науками, как медицина, психология, нейропсихология, физиология, нейрофизиология. Это означает, что необходимо непосредственное сотрудничество со специалистами данных наук. Поэтому профессия логопеда обуславливает необходимость разбираться во многих терминах и заключениях специалистов. Так же одной из важных задач логопеда состоит во взаимодействии с родителями. Подчас родители не всегда осведомлены в вопросах нарушений и коррекции речи, а взаимосвязь родителей и логопеда в устранении речевых нарушений очень важна. Именно поэтому работе с родителями логопеду следует привлекать родителей к взаимному благоприятному сотрудничеству. Необходимо проводить консультации, беседы, открытые занятия и праздники, презентации. Информация для родителей должна быть простой, яркой, понятной. Только благодаря благотворному сотрудничеству с родителями, у ребёнка будет наилучший результат. Современный логопед должен владеть психологическими методиками, это очень важно при работе с родителями. Каждый родитель хочет максимального успеха для своего ребенка в преодолении речевых нарушений. Но некоторым родителям требуется постоянное подбадривание, помочь поверить в успех занятий и трудолюбие своего ребёнка, некоторым родителям требуется постоянный контроль и немного настойчивого поведения по отношению к ним. При этом разговор должен быть корректным и вежливым. Логопед должен объяснить родителям, что в первую очередь они - мотиваторы успеха своего ребёнка. Если родитель вместе с ребёнком проходит все этапы коррекции, уделяя внимание его даже маленьким успехам, радуясь вместе с ребёнком о его достижениях, даже незначительных, ребёнок будет стараться ещё больше, ведь он видит со стороны своих родителей заинтересованность в его обучении. Работа логопеда с детьми тоже тесно переплетена со знаниями и умениями психологических методик. Нужно уметь организовать работу в детском коллективе так, чтобы каждый ребёнок мог раскрыться. Очень часто складывается так, что дети, у которых имеются проблемы с речью, на контакт идут неохотно не только со взрослыми, но так же и со сверстниками. Поэтому здесь на помощь логопеду приходят знания психологических методик. Умение направить ребёнка, ободрить, помочь справиться со страхом неудач -вот те важные составляющие, которые помогут ребёнку понять, что их проблема вполне решаема. Логопед вселяет уверенность в себе, дает понять, что не нужно стесняться или бояться, если неправильно выразил свою мысль, если речь не совсем понятна окружающим. Страх быть непонятым вызывает у ребёнка отказ от полноценного общения. Логопед становится для ребенка помощником и наставником. Со временем такие дети раскрепощаются и процесс коррекции речи идёт гораздо быстрее и легче. Важными личностными качествами логопеда является доброжелательность, ответственность, энергичность, оптимизм, эмпатия, педагогический такт, уважение к детям и их родителям. Много можно перечислять положительных качеств, какими должен обладать современный логопед, но самое главное, конечно, это любовь к детям, стремление и желание помочь им. С каждым ребёнком логопед проходит индивидуальный, интересный, творческий путь, в котором встречаются разные трудности в преодолении речевых нарушений. Иногда этот путь бывает несложным, а иногда приходится много и долго трудиться как ребёнку, так и логопеду, и родителю. Пройдя вместе этот нелёгкий путь, логопед осознаёт, что его работа была проделана не зря. Когда ребёнок справляется с тем или иным нарушением, логопед получает несомненную радость от своей работы. Профессия современного логопеда требует постоянного обучения. В настоящее время существует огромное количество разнообразных семинаров, вебинаров, курсов, видеоуроков, которые позволяют логопеду постоянно повышать свой уровень мастерства, обмениваться опытом, находить для себя новые открытия в области логопедии. Эта профессия всегда будет востребованной и очень значимой, ведь деятельность и окружающий мир человека непосредственно связан с общением между людьми.