Ланцова Татьяна
Эссе «Горжусь профессией своей»
▼ Скачать + Заказать документы
г. о. город Арзамас Нижегородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Водоватовский детский сад №10»
Номинация «Горжусь профессией своей»
«Моя профессия - музыкальный руководитель»
Ланцова Татьяна Николаевна
Музыкальный руководитель
Водоватово 2023 г.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.
Публикация «Эссе „Горжусь профессией своей“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Моя профессия – музыкальный руководитель. В этих двух словах кроется мудрая истина. «Музыкальный» – прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель» – подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное.
В каждом ребенке – солнце, только нужно дать ему светить! Я считаю. что музыка зарождается в сердце и обращается тоже к сердцу. Моя задача как педагога – подарить каждому ребенку лучик тепла, нежности и доброты. Вот тогда маленький человечек начнет согревать окружающих своим необыкновенным теплом и радовать ярким светом.
Ведь не даром А. В. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развиваются духовные силы ребенка, творческая активность. Жизнь детей без музыки невозможна, невозможна без игры и без сказок».
Все виды искусств служат величайшему из искусств –
искусству жить на Земле. (Брехт)
Удивительный мир музыки помогает заложить в души ребят понятие о красоте. Музыка – это лекарство, которое слушают. Мирный и ласковый плеск волны успокаивает. Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные звуки. Мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.
А вместе с тем, незаметно, тонко, чувственно «посеять в детках зернышки добра», которые прорастут и создадут Человека. Мудрого, доброго, прекрасного!
Вот он - процесс музыкального воспитания в дошкольной образовательной организации который осуществляется педагогом, музыкальным руководителем.
Хочу рассказать о сущности моей работы.
Один из важнейших этапов работы по управлению процессом музыкального воспитания в детском саду – это планирование деятельности музыкального руководителя в соответствии с действующей в ДОО основной общеобразовательной программой.
Педагогическая деятельность музыкального руководителя в ДОО – это отдельное направление воспитания и образования дошкольников. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» под редакцией Б. М. Бим-Бада дается следующее определение музыкальному воспитанию:
«Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке».
Музыкальное воспитание, как и любое другое направление воспитательной работы осуществляться при помощи разнообразных форм. Среди основных можно назвать: ООД (организованная образовательная деятельность, музыкальные занятия, музыкальное сопровождение ООД детей, других занятий, использование музыки в игровой деятельности, в режимных моментах, организация праздников и развлечений.
Главная цель музыкального воспитания в ДОО – это не только развитие у детей музыкальных способностей, но и формирование у дошкольников нравственных ценностей, умения эмоционально воспринимать музыкальные произведения, воспитание культурно и эстетически развитой личности.
Огромное значение в процессе организации музыкального воспитания в ДОО имеет материально-техническое оснащение. В детском саду должны быть музыкальные инструменты, современные проигрыватели, компьютерное и мультимедийное оборудование. Кроме этого необходимо сопутствующее оборудование: обручи, платочки, ленты, мячи, флажки и другие атрибуты для проведения музыкальных игр, для танцевальных постановок. Кроме того, музыкальный руководитель в ДОО должен быть обеспечен необходимой методической литературой, пособиями, конспектами музыкальных занятий, сценариями праздников и вечеров досуга.
Важное значение для управления процессом музыкального воспитания в ДОО имеет ведение документации. В ее перечень входят план работы музыкального руководителя, технологические карты ООД по музыкальному воспитанию, конспекты занятий и сценариев, самоанализ ООД. Задача старшего воспитателя или методиста – следить за ведением учета документации, за работой музыкального руководителя с воспитателями, за проведением самих занятий, за взаимодействием музыкального руководителя с семьями воспитанников.
Процесс музыкального воспитания в ДОО немыслим без организации совместной работы педагогов и музыкального руководителя. Можно назвать эффективные формы такого взаимодействия:
- проведение семинаров по вопросам музыкального воспитания детей;
- проведение педагогических советов с применением деловых игр;
- участие педагогов в конкурсах и конференциях для обмена опыта с другими воспитателями и музыкальными руководителями;
- реализация совместных образовательных проектов;
- совместные консультации.
Деловые игры для педагогов в ДОО – не менее эффективная форма работы. Это объясняется тем, что деловые игры являются реальной моделью той или иной педагогической ситуации и дают возможность руководителю дошкольной образовательной организации значительно сократить операционный цикл и продемонстрировать педагогам, к каким результатам могут привести те или иные применяемые ими педагогические технологии в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В ходе деловой игры руководитель может создать благоприятные условия для включения всех педагогов и музыкальных руководителей в модель конкретной педагогической ситуации.
Важной частью в моей работе по управлению процессом музыкального воспитания в ДОО является налаживание социального партнерства. В качестве партнеров можно назвать дома культуры, музыкальные студии, школы искусств, музыкальные школы, библиотеки. Выход ДОО за пределы учреждения в процессе музыкального воспитания детей станет дополнительным средством для повышения уровня организации воспитательного процесса, для расширения кругозора детей и повышения профессиональных компетенций музыкальных руководителей.
Социальными партнерами в рамках музыкального воспитания в ДОО являются и родители. Семьи воспитанников необходимо привлекать для реализации музыкальных проектов, выезда детей на экскурсии и дополнительные занятия, проведения совместных культурно-досуговых мероприятий.
Таким образом, управление процессом музыкального воспитания детей затрагивает все стороны жизни ДОО: образовательную, воспитательную, социальную, культурную. Музыка является неоценимым средством в деле воспитания подрастающего поколения. Об этом в своих работах говорил еще известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский:
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».