Ольга Николаевна Хапова
Эссе на тему «Моя педагогическая философия» на конкурс «Профессионал-2015»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский.
В этой мудрой цитате В. А. Сухомлинского заключена основная идея моей педагогической философии. У каждого человека, большого или маленького (тем более маленького, свой огромный внутренний мир, свой индивидуальный, неповторимый. И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, мы, воспитатели, прежде всего должны ясно представлять, как наши действия влияют на формирование ребенка.
Публикация «Эссе на тему „Моя педагогическая философия“ на конкурс „Профессионал-2015“» размещена в разделах
На плечи современных воспитателей выпала нелегкая доля – воспитывать детей не просто нового поколения, но и нового века и тысячелетия. Сегодня мы много говорим о модернизации образования, о введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Поэтому стоит собраться в дорогу, запастись вековой мудростью, чистотой открытого сердца и широко раскрытыми глазами ребенка – и в Путь!
«Дети – цветы жизни и нужно окружить их солнечною радостью сердца…»
Воспитатель – это, наверное, одна из самых ответственных профессий, которые существуют. Ведь он воспитывает маленького человека с абсолютно чистым и наивным взглядом на этот мир.
Воспитатель – гражданин нашего общества, человек трудолюбивый, утверждающий своими поступками гуманизм, принципиальность и честность, испытывающий гордость за свою благородную профессию.
Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни. Я хочу, чтобы мои раздумья, творческие находки, о которых я расскажу в своем эссе, помогли начинающим воспитателям в работе.
Жизнь ребят в детском саду должна быть праздником. Поэтому я разумно чередую труд, обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Никого не удивлю, если скажу, что основной подход, который я использую в работе с детьми – деятельностный. «Только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой, в результате упражнения, вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом», - писал А. С. Макаренко. А Плутарх сказал: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Именно такой подход позволяет мне добиваться поставленных целей.
Очень понравился моим воспитанникам метод проектов. С огромным желанием они участвовали в проекте «Зимующие птицы», «В мире насекомых», «Наш родной город». Проектный метод развивает творческие познавательные способности, коммуникативные навыки, самостоятельность, активность.
В своей работе я использую информационно – коммуникационные технологии, которые обладают огромными дидактическими возможностями. Мне нравятся новые технологии, поскольку они создают возможности для интересного и творческого обучения, увлекают детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, возвращаться к этому занятию вновь и вновь. Мультимедийные презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Эмоции являются мощным стимулов в любой деятельности, важно вызвать в ребёнке положительную эмоциональную реакцию, чтобы от стал активным.
Дети – деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И им следует создать предметно – развивающую среду, которая организовывает и направляет их деятельность. В детском саду создана предметно – развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несет той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Я испытываю повышенный интерес к обновлению предметно – развивающей среды в своей группе, особое внимание обращаю на периодическую сменяемость игрового материала, появлению новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Воспитатель должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ребёнке. Ребёнок чутко прислушивается к мнению воспитателя, подражает ему в поведении, в суждениях, иногда незаметно для себя усваивает его некоторые привычки. Своим личным примером – внимательным, участливым отношением к людям с которыми мы сталкиваемся, ко всему, что нас окружает, - мы можем воспитать у детей прекрасные человеческие качества – чуткость и отзывчивость.
В общении с дошкольниками важную роль играет интонация голоса и мимика педагога. Ведь для маленького ребенка очень важно, как посмотрел на него педагог (строго, сочувственно, ласково). В начале своей деятельности, читая книги А. С. Макаренко, я обратила внимание на то, что Антон Семёнович придавал интонации особое значение, даже слово «но» он мог сказать с 40 оттенками. В голосе воспитателя должны чувствоваться заинтересованность, неравнодушие. Выражать свои мысли и чувства я учу и детей.
Люблю читать своим детям. Книга – это ключ к открытию мира людей: добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают суть моей работы по патриотическому воспитанию детей. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требует от педагога большой личной убежденности и вдохновения.
Хороший воспитатель заботится не только об условиях жизни, но и о душевном комфорте его родителей. Родители очень любят, когда хвалят ребёнка. Реальный повод для похвалы всегда можно найти. Похвала – это положительные эмоции, хорошее настроение, нормальный психологический климат в группе. Воспитатель обязан проявлять особые душевные качества по отношению к родителям.
Много внимания я уделяю добросовестной подготовке детей к школе. Их первые оценки – это и оценка моей работы. Я не прекращаю связь с моими бывшими воспитанниками: анализирую, что упустила, чему не уделила должного внимания, и учитываю это в дальнейшей своей работе.
Жизнь – главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В воспитательской работе нет пустяков. Я хочу, чтобы дети, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего-то важного, действительно радовались каждому дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются. Такова моя педагогическая философия.
Автор Хапова О. Н.