Екатерина Архипова
Эссе «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная деятельность педагога играет значимую роль в жизни общества, ведь именно он закладывает основы личности маленьких граждан нашей страны. От их кропотливого труда напрямую зависит, сможет ли впоследствии человек занять достойное место в социуме, будут ли востребованы его способности. Именно поэтому о педагогах так часто говорят по телевидению и на радио, пишут в газетах и журналах. Вот и недавно Президент России встретился с представителями педагогического сообщества, для того чтобы выразить слова признательности людям, посвятившим свою жизнь работе с детьми.
Публикация «Эссе „Я — педагог“» размещена в разделах
Владимир Путин подчеркнул, что собравшиеся относятся к избранному делу, которому отдают все свободное время, как к искусству, ибо только таким образом можно добиться значимых результатов от своих воспитанников. Президент высказал мнение, согласно которому педагогическая деятельность – явление уникальное, так как воспитание подрастающего поколения чрезвычайно сложно и ответственно; это действительно ювелирная работа, требующая колоссального терпения, самоотдачи, всесторонних знаний и большого опыта.
Слушая выступление лидера нашей страны, я испытывала чувство гордости, потому что и я принадлежу к многомиллионной армии педагогов. А еще мне вспомнились слова известного польского педагога, мыслителя и общественного деятеля Януша Корчака, который говорил, что воспитание не может быть милой забавой: оно является тем социальным заданием, выполнение которого требует серьезных капиталовложений – бессонных ночей, тяжких переживаний, постоянных размышлений. И вот здесь мне подумалось: а соответствую ли я вышеперечисленным критериям и могу ли с полным правом считать себя истинным педагогом? Эта рефлексия побудила меня к размышлениям о сути педагогического труда. И вот что получилось.
Каждый человек имеет определенный опыт общения с педагогами, начиная с детского сада и заканчивая системой профессионального образования. На основе этого делает множество выводов – о личности, манере общения, особенностях взаимодействия с окружающими, выполнении профессиональных функций. И если перечисленные компоненты гармонично сосуществуют, то к такому педагогу всегда тянутся дети, о нем знают родители, которые обращаются за советом по проблемам воспитания; такой педагог получает признание со стороны коллег. В общем и целом его можно назвать профессионалом.
Применительно к личности педагога, прежде всего, имеют в виду его способность к преобразованию и управлению; преобразование связано с обогащением имеющихся знаний, на основе которых происходит достройка новых; управление касается влияния на психические процессы – мышление, внимание, память, восприятие, волю, воображение.
Профессионализм педагога также заключается в наличии теоретических знаний – категорий педагогики, закономерностей развития личности, технологий обучения и воспитания. Наиболее общими умениями являются способность педагогически мыслить, подвергать факты теоретическому анализу. Следовательно, речь идет о наличии аналитических, рефлексивных, проективных и прогностических умений.
Деятельность педагога немыслима без постоянного самообразования – целенаправленной деятельности, управляемой самой личностью. Цель самообразования – это предвосхищаемый уровень знаний, умений и навыков в определенной области, а также успехи в деятельности, которые для педагога являются желательными. Интегральной функцией самообразовательной деятельности является познавательная самореализация.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности необходимо владеть навыками культуры речи, иметь и другие обязательные компетенции – лингвистическую, поведенческую, коммуникативную. Вместе взятые, они составляют основу профессионального общения.
Профессионализм педагога неразрывно связан с системой устремлений, особенностей профессиональной мотивации, характером ценностных ориентаций. Психологические, физиологические и прочие виды затрат, которые оказывают влияние на результативность деятельности педагога, являются не менее важными для развития его профессионализма.
Значимым компонентом профессионализма следует считать направленность личности, которая характеризуется позитивным восприятием выбранного дела, потребностью в достижении целей, объективным отношением к наличию препятствий на пути и наличию волевых устремлений к их преодолению, самоутверждению и самореализации в труде.
Структура профессионализма педагога, кроме того, включает сформированность социально-профессиональных взглядов, ценностей, идеалов, убеждений. Говоря о последних компонентах, обращу внимание на том, что педагогу также должен быть присущ патриотизм, понимание которого обычно связывают с любовью к Родине, малой земле, к избранному делу, приверженностью национальным традициям, готовностью служить интересам своей страны.
Будучи одним из интегративных чувств, патриотизм является важнейшей характеристикой личности, проявляющейся в мировоззрении, нормах поведения, нравственных идеалах. Для личности педагога патриотизм следует рассматривать как важную личностную компетенцию. Уточняя определение профессионального патриотизма, подчеркну, что он связан с устойчивой позицией педагога, выраженной в понимании социальной значимости выбранного им дела, ответственности за воспитание подрастающего поколения, знания, понимания и сохранения педагогического наследия, готовности направить свой потенциал на совершенствование педагогического процесса.
Осуществление профессиональной педагогической деятельности немыслимо без любви к детям. В свое время известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский писал о том, что воспитание неразрывным образом связано с заботой о детях, искренним уважением и верой в их силы, знанием их потребностей, трепетным отношением к духовному миру маленьких граждан.
В идеале педагог должен стать не только настоящим другом каждому ребенку, но и партнером с которым малыш чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения во взаимодействие и выхода из него, ощущал бы себя вне оценок – «плохо» или «хорошо». Взаимодействие педагога с детьми только тогда будет действительно таковым, а не занятием или действием по инструкции, если ребенок почувствует в этой деятельности не давление взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство умеющего интересно что-либо делать (играть, рассказывать, рисовать, слушать, соревноваться и проч.) партнера.
Вышеперечисленные качества соответствуют современным представлениям о гуманистических принципах педагогики, опираясь на которые можно воспитать маленького человека добрым и отзывчивым, благородным и ответственным, патриотичным и трудолюбивым, культурным и тактичным, интеллектуально развитым и чутким к нуждам окружающих.
Гуманизация связана с ориентацией процесса воспитания на общечеловеческие ценности, на развитие и саморазвитие человека, на оптимизацию взаимодействия социума и отдельно взятой личности. Воспитание, основанное на гуманистической парадигме, предполагает использование такого содержания, форм и методов взаимодействия, которые направлены на эффективное раскрытие личностных качеств ребенка, его познавательных интересов.
Гуманизация воспитательного процесса – это выстраивание субъект-субъектных отношений, предполагающих равенство сторон – старший и младший товарищ; это взаимное уважение. Педагог, придерживающийся идеи гуманизации воспитательного процесса, создает такие условия, при которых его воспитанники стремятся к расширению знаний, пусть даже в самой элементарной форме, которая пока доступна малышам. У такого педагога каждый ребенок становится автором творцом субъектности, поскольку он учится самостоятельно думать и принимать решение, соответствующее конкретной ситуации.
Это означает, что педагог может спроектировать такое воспитательное пространство, в рамках которого ребенок будет всякий раз открывать уже известные истины. При таком подходе воспиатательно-образовательный процесс будет основан на развивающей парадигме. Проектирование развивающей парадигмы становится возможным при условии, что педагог обладает новым педагогическим мышлением : в качестве приоритета он признает развитие личности и ее самоутверждение.
Новое педагогическое мышление формируется благодаря пересмотру целей образования, его содержания. Именно поэтому такое мышление деятельно, открыто, демократично. И тогда любое взаимодействие воспринимается как субъект-субъектное: опираясь на собственные силы ребенка и внутреннюю логику его развития, педагог побуждает его к самоопределению, осуществляемому через различные виды деятельности – игру, творчество, общение, труд и проч.
Безусловно, процесс воспитания связан не только с победами и продвижением, но и с горьким поражением, когда ребенок теряет веру в собственные силы. В такой ситуации педагог не только может, но и должен объяснить, что ошибка – это нормальный ход процесс развития. Для этого используется такой тактический прием, как самокритика: педагог намеренно приписывает себе ошибочное суждение, типичное для ребенка, и подвергает это суждение критике. Отсюда открываются новые точки роста.
Итак, подводя итоги сказанного, отвечу на собственный вопрос: да, я действительно могу считать себя настоящим педагогом, потому что осознанно выбрала эту профессиональную деятельность, понимаю ее сущность и значимость для социума, много работаю над самообразованием, стремлюсь к творческому саморазвитию, люблю детей и знаю, как их жизнь сделать яркой и интересной.