Получи документы

Эссе «Моя педагогическая философия» о традиционной народной культуре как средстве духовно-нравственного воспитания

Любовь Озерова
Эссе «Моя педагогическая философия» о традиционной народной культуре как средстве духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Человеческая память коротка, но есть ещё другая память, она называется культурой, которая сохраняет правила, обычаи, традиции, передаёт информацию о пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна»

(статья И. Уваровой в книге А. Миловского «песня Жар-Птицы»)

Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“ о традиционной народной культуре как средстве духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах

Данное высказывание наводит на рассуждения о проблемах человечества, цель которого сохранить любой ценой культурное наследие своего народа. Проблема заключается в том, как это сделать, если современный человек живёт по законам сегодняшнего дня в извечной гонке за благосостоянием.

В течение многих лет я, являясь воспитателем в детском саду, стремилась к решению данной проблемы, так как сама являюсь преданным патриотом своей Родины. В основе моего педагогического опыта лежат истоки, которые оставили в душе глубокий след, берущий своё начало в детстве.

С детства я познавала культуру народа от своей бабушки : слушала песни, рассказы о моих предках, ходила с ней калядовать. Бабушка научила меня любить старину. Сарафан и лапти, подаренные бабулей, до сих пор используются мною в работе. Накопленный несколькими поколениями моих предков опыт просился и рвался вылиться наружу. Хотелось всем показать эту глубину, мощь и красоту, наполнить детские сердца чувством глубокой радости и признательности за то, что родились они в России.

Как педагог я понимала, что для любого благого начинания необходим научно- обоснованный подход, поэтому, начиная свой педагогический путь, усердно занялась самообразованием. Было прочитано большое количество литературы об истории возникновения фольклора, по крупицам собирала я материал о традициях, обрядах, об истории народных костюмов, приобретала литературу, посещала методические объединения, семинары по этнокультурологии, екатерининские чтения и многое другое. Всё это позволило сформировать мою жизненную позицию, которая заключается в возможности сохранения культурного наследия народа в раннем дошкольном детстве, как образно говорит наш народ : «С молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа».

Необходимо как можно раньше воспитывать в детях такие качества как духовность, патриотизм, гражданственность. Только в этом случае в душе ребёнка останется глубокий след и устойчивый интерес к культуре, которую невозможно представить без народного творчества. В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные, так и сложные проблемы. Появились новые программы, инновационные методики, отражающие современные идеи дошкольного образования, но извечный вопрос «чему и как учить» до сих пор остается актуальным. В современном образовании, по моему мнению, больше внимания уделяется развитию интеллекта и в стороне остаётся нравственное воспитание. А человек без нравов на сегодняшний день является проблемой нашего общества.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое начинаем заново открывать и переоценивать. И каждый из нас, оглядываясь в своё прошлое, старается найти свои корни, что-то сопоставить в своём прошлом и настоящем. Но выясняется, что прошлое своего народа и своей семьи мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Объяснить и понять многие моменты человеческой жизни помогает знание истоков отечественной культуры, обычаев и традиций народа. Разрушение национальной культуры привело к тому, что духовные устои русской нации деформировали русский менталитет. Больно смотреть на старшее поколение, к которому большая часть молодёжи относится неуважительно. С каким цинизмом и равнодушием зачастую сталкиваемся мы? А проблема жить за чужой счёт, не работая при этом? А моральное поведение, безнравственность части населения просто пугает и заставляет серьёзно задуматься над этим.

Таким образом, актуальной становится задача возрождения культуры русского народа, и как следствие этого, духовное, социальное и экономическое возрождение. Значение культурного возрождения доказывает и опыт многих стран, которые сохраняя свои старинные устои, добились экономического и социального процветания.

К. Д. Ушинский говорил о том, что «язык есть самая живая, самая прочная связь между прошлым и настоящим». Именно он раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Народное творчество, предаваемое из уст в уста, называется фольклором. М. Горький говорил: «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать его прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение нашего настоящего». Взгляд великого философа помог решить проблему передачи культурного наследия маленьким детям используя малые фольклорные жанры. Небольшие по объёму, но необыкновенно мудрые по содержанию они способны в доступной форме, а подчас на подсознательном уровне сформировать личность, отличающуюся патриотизмом и преданностью Родине. Дети удивительно быстро запоминают пословицы, поговорки, заклички. А в отличие от взрослых, у которых речь засорена иностранными словами, а порой и бранью, речь детей насыщается образными выражениями. Приятно наблюдать, как ребята используют в речи пословицы, умеют рассказывать сказки, поют в свободное время колыбельные и частушки. Они общительны, учатся рассуждать и делать обобщения. В результате чего у детей формируется и расширяется словарный запас, что является ещё одним важным значением культурного воспитания.

Приобщение детей к истокам народной культуры помогает решить и проблему нравственного воспитания. Воспитание настоящего гражданина своей Родины невозможно без воспитания любви к ней, к родному краю, к дому, в котором живёшь. Мы должны помочь детям понять, что значит для них Родина, родной язык, быт народа, наша русская природа, семья. С детства в ребёнке должен чувствоваться внутренний национальный стержень, который он должен пронести через всю свою жизнь.

В процессе приобщения детей к народной культуре, очень хорошо просматривается процесс развития ребёнка. Я считаю, что занятия фольклором помогают воспитывать детей на народных традициях, способствуют творческой активности, стимулируют желание проявить свой талант, индивидуальность. И здесь важно вовремя его разглядеть и направить в нужное русло. Важно отметить и значение приобщение детей к культуре русского народа в социально-личностном развитии. У детей во время занятий фольклором идёт активное развитие эмоциональной и нравственной сфер личности, формируются межличностные отношения, а в результате образуется дружный и творческий коллектив детей, воспитателей и родителей. Традиционная народная культура, как средство воспитания детей, формирует открытые, доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами. А это сейчас так важно для нас в наше нелёгкое время. В современных семьях, где родители много работают, для того, чтобы прилично одеть, вкусно накормить своих детей, стараются водить их в секции, кружки, развивают умственные способности, устраивая детей в хорошие школы, чтобы в последствии дети заняли достойное место в обществе. Но, к сожалению, духовная и нравственная сторона развития личности ребёнка остается в большинстве случаев в тени. Родители, ссылаясь на занятость, как-то необдуманно и неоправданно отодвинули на второй план формирование у детей любви к Родине, к её прошлому, к старшему поколению. В редких семьях существуют семейные традиции, потеряна связь поколений. Поэтому и стоит сейчас так остро вопрос развития нравственности и патриотизма в семье. И нам, педагогам, необходимо самим глубже понять и изучить эту проблему, а затем помочь семьям наших воспитанников. И вот здесь на помощь, по моему глубокому убеждению, должна прийти традиционная народная культура. Необходимо через различные формы деятельности привлечь родителей к совместной работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Проведение совместных мероприятий сближает всех, делает и детей, и родителей добрее, эмоциональнее, учат творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Мы не должны забывать о своём прошлом, мы должны гордиться своей Родиной, должны быть авторитетной нацией среди других народов. Поэтому родная культура должна стать частью души ребёнка, началом, порождающим личность. И поможет в этом детский фольклор – особенная область народного творчества, которая включает в себя целую систему жанров, необычайно богатых и разнообразных.

Благодаря фольклору, мы по новому начинаем относится к своему прошлому. Мы учимся вместе с детьми познавать обряды, традиции и старинные праздники.

Очень хочется верить, что будучи взрослыми многие из моих маленьких непосед, будут воспитывать своих детей в соответствии с традициями, будут бережно относиться к культуре, чтить свои корни, соблюдать семейные традиции. Более того, пусть это поколение детей, вырастет уверенными в себе, в своём завтрашнем дне, гармонично развитыми, достойными гражданами России. Каждый из них должен гордиться и восхищаться тем кусочком земли, на котором мы живём. Сегодня, имея немалый педагогический стаж за плечами, я с уверенностью могу сказать, что мои воспитанники, которые уже сами ведут ко мне своих детей, знают культуру русского народа, его традиции, берегут свой домашний очаг, с удовольствием поют вместе с детьми русские народные песни, частушки, водят хороводы, знают и играют в народные игры, да просто могут сплясать «Русского»

Лучшим итогом моей работы будет ребёнок, который с гордостью сможет сказать: «Я – гражданин России» - и этим всё сказано…»

Публикации по теме:

«Мастера Березовской стороны»«Мастера Березовской стороны» Человеческая память коротка, но есть и другая память. Она называется культурой, которая, передаваясь из поколения в поколение, сохраняет.

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия» о традиционной народной культуре как средстве духовно-нравственного воспитания
Опубликовано: 24 марта 2015 в 19:10
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Моя педагогическая философия» о традиционной народной культуре как средстве духовно-нравственного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Озерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД