Татьяна Вставская
Эссе «Моя философия дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя философия дошкольного образования»
… Я буду работать в кузнице,
Но не там, где железо и молот,
Возьму я себе в союзницы
Нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики
На солнышке ласково жмурятся,
Носят на маковке бантики,
Парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких,
Я в светлую жизнь поведу
И будут завидовать многие
Воспитателю в детском саду!
Публикация «Эссе „Моя философия дошкольного образования“» размещена в разделах
Я пришла работать в детский сад ещё в 1996 году, однако к профессии воспитателя шла долго. Сначала не задумывалась о профессиональном росте, потому что много времени и сил отнимали насущные проблемы. Работая помощником воспитателя более восьми лет в детском саду, я не понаслышке знаю, как тяжёл и ответственен труд воспитателя. Да, работа помощника воспитателя тоже имеет свои трудности, но, несмотря на всё, мне нравилось работать с детьми, помогать воспитывать их, заботится о них. Наконец, после восьми лет работы и советов от коллег и рекомендаций со стороны администрации, я решилась стать воспитателем. Так как образования по профессии у меня не было, я поступила в Омский педагогический колледж №4. Работать и учиться одновременно нелегко, но возможность работать по специальности позволяет сразу применять полученные знания на практике.
К работе воспитателем я приступила сентябре 2011 этого года. Работаю в дошкольном образовании третий год. Теперь я осознаю и понимаю всю колоссальную ответственность, которая лежит на педагогах именно дошкольного образования. Ведь в этом нежном возрасте закладывается фундамент личностных качеств человека, начинают формироваться нравственные представления, социальные отношения, умение преодолевать себя. А педагог, как терпеливый ученый, ждущий нужного результата, должен наблюдать и корректировать. А еще педагоги, это те не многие люди, которым небезразлична судьба общества, которые пытаются изменить этот мир в лучшую сторону. Это люди сопереживающие, люди культуры как внешней, так и внутренней, люди стремящиеся и толерантные. Люди, без которых невозможно формирования здоровой нации!
Позвольте сослаться на слова Константина Дмитриевича Ушинского:
«Педагог живет до тех пор, пока он учится». Выбирая профессию педагога, я помню об этом. Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит сложнейшая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное: природу, музыку, детскую лирику, живопись, это первый человек после мамы, встречающий, ведущий и открывающий чудесные грани этой жизни перед маленьким человечком.
Педагогам дошкольного образования современное общество предъявляет очень высокие требования. Ежедневно ты должен увлекать, быть другом, организовывать, координировать, заинтересовывать, развивать, быть примером для своих воспитанников и в чем-то для их родителей. Трудности в работе конечно же были. Говорят, тяжело в учении – легко в бою, но это не всегда так. Можно написать конспекты, рефераты, сдать все экзамены на отлично; но когда впервые попадаешь в группу детей, с которыми тебе предстоит работать, понимаешь, что настоящие трудности ещё впереди. Теперь оценивать твою работу будут не преподаватели – почти коллеги – а маленькие дети и их родители, а это гораздо более требовательная публика.
Каждое занятие нужно тщательно подготовить, иногда, даже прорепетировать несколько раз. Необходимо быстро понять, кто из ребят на что способен и чем интересуется, какой у них характер, как преподнести им знания. Опыт, вот что позволяет хорошему воспитателю качественно работать с детьми. Моего же опыта недостаточно, работая в этой же сфере, я участвовала в процессе обучения косвенно. Теперь, когда я сама воспитатель, я взглянула на профессию с другой стороны. Иногда нужно справиться с трудными детьми, иногда придумать новое интересное мероприятие. К этим задачам необходим творческий подход, что позволяет находить индивидуальный подход к детям. Сила воли и целеустремлённость поддерживают начинающего воспитателя на его нелёгком пути получения опыта и становления как специалиста.
Немалая сила воли понадобилась мне, чтобы заставить себя пойти учиться. Сам процесс обучения оказался легче, чем мне представлялось: работа воспитателем помогает в этом. Когда дети с интересом участвуют в образовательном процессе, когда они применяют полученные знания, невольно испытываешь гордость. И за себя, как воспитателя, и за детей, как одарённых маленьких людей, которые благодаря тебе узнали что-то новое и интересное. Ещё есть такое совершенно особенное чувство, которое испытываешь когда видишь как дети с упоением рассказывают родителям о полученных за день знаниях и случившихся приключениях. Это чувство гордости за «своих» детей, ведь за время проведённое с группой, узнаешь о своих маленьких подопечных столько всего, что невольно начинаешь относиться к ним, как к своим собственным.
" Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам (Сократ).
Кроме профессии воспитателя нет такой другой где бы человек настолько близко соприкасался с самым дорогим, нежным, бесценным, что есть в мире, - с ребёнком.
Часто задаю себе вопрос, что значит быть хорошим воспитателем? Какого педагога дети любят и уважают? Можно долго рассуждать о нашей профессии, о ее сложности, трудности, и в то же время безграничной ответственности за судьбы вверенных нам детей. Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен быть на все руки мастер. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. Работая в детском саду я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь, своё сердце детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём. Чем дольше я работаю воспитателем, тем более убеждаюсь в верности принятого решения. Помимо выполнения образовательной и воспитательной частей своей работы, я также стараюсь быть другом для каждого ребёнка в группе. Детям интересно общаться со взрослым человеком на равных, а взрослые могли бы общаясь с детьми вспомнить себя в их возрасте. Детская непосредственность и бесконечная тяга к знаниям о ещё неоткрытом мире… Вырастая, мы забываем о тех чудесных годах, которые никогда не вернутся. Однако общение с детьми позволяет почувствовать себя моложе, узнать что-то новое о себе, вспомнить давно забытое старое. Трудно представить профессию, влияющую на будущее социума больше, нежели воспитатель, и я буду стараться соответствовать высоким требованиям, чтобы оправдать возлагаемую на меня вместе с должностью ответственность
За последний год было уже много эмоций, чувств: чувство несостоятельности и растерянности в результате каких-то неудач, и гордость за результаты и достижения моих воспитанников, радость за какие-то свои достижения, но скучно мне не было ни одного дня. Каждый день приносит новый опыт. Воспитание двусторонний процесс, меня воспитываю дети, а их, соответственно, я.
Чему я могу научиться у детей? Быть открытым, доброжелательным, позитивным, готовым к общению и восприятию нового.
Чему дети учатся у меня? Упорству, доведению дела до конца. Знания - труд, моим воспитанникам не все навыки даются с легкостью, но мы обязательно завершаем начатое и стараемся сделать это максимально качественно.
Понятно, что моя педагогическая философия будет еще изменяться, но одно я знаю точно - самое главное в нашей профессии это любовь к детям, как бы пафосно это не звучало. Как в тех, бабушкиных сказках, только добром, только упорным трудом и любовью совершаются чудеса, происходят чудесные преобразования : Золушки становятся принцессами, тыквы преобразуются в шикарную карету, а дровосеки и трудяги – королями.
Хочется закончить словами Максима Горького «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».