Жирнова Нэлля
Эссе «Я — педагог-психолог, а это значит…»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Я – педагог-психолог, а это значит…»
«Дела? Проблемы? Всё пустое!
Душа ребенка - вот святое!
Цветок в душе еще так мал!
Успей полить, чтоб не завял!»
Педагог-это призвание, а психология - неотъемлемая часть жизни. Психология в нашей современной жизни, да и в мире вообще, играет немаловажную роль. При прохождении определенных периодов в жизни мы встречаемся с возрастными кризисами, с которыми иногда очень сложно справиться самому. Тогда на помощь приходит психолог. Чаще он выступает как слушатель, советник и помощник в решении определенных проблем.
Публикация «Эссе „Я — педагог-психолог, а это значит…“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Я - педагог – психолог МБДОУ детский сад «Звёздочка» с. Тоцкое Второе Оренбургской области. С самого детства у меня зародилась тяга к педагогической профессии. Еще, будучи школьницей, я уже твердо знала, что буду воспитывать подрастающее поколение. Мне всегда нравилось играть с детьми, читать им книжки, чему-то учить. На каникулах, с 14-ти лет, работала няней и видела радостные и влюбленные глазки своих подопечных. Эта любовь была взаимной. Малыши, как барометр, чувствуют, кто искренен с ними, а кто нет. Общение и работа с детьми были и остаются для меня самым большим праздником. Я не ошиблась в выборе своей профессии.
Постигая глубины человеческой души, я учусь понимать себя, разбираться в себе и своих чувствах. Многие люди полагают, что психолог — это некий волшебник, который способен помочь каждому и очень быстро. Как правило, это не всегда так. В первую очередь необходимо помнить, что педагог-психолог - это такой же человек, как и все.
В настоящее время, с введением ФГОС, происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Педагог-психолог должен уметь подстраиваться под них, проявляя свою мобильность и компетентность.
Проанализировав свою психолого-педагогическую деятельность и, следуя всем современным требованиям ФГОС ДО, я выбрала для себя определенные принципы, которые использую в своей работе с детьми:
• Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
• Принцип гуманности, предполагающий отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях, методов психологического взаимодействия.
• Принцип превентивности, обеспечивающий переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению, уменьшению риска непредвиденных, случайных ситуаций или ошибок, неосторожностей в ходе выполнения детьми какой-то работы, которые могут принести неприятные или ненужные последствия.
• Принцип научности, отражающий важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
• Принцип комплексности, подразумевающий соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов.
• Принцип «на стороне ребенка», во главу угла ставящий интересы ребенка, обеспечивающий защиту его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
• Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решение проблемы за ребенка, а его способность решать проблемы самостоятельно.
• Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия, которые обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
• Принцип системности, предполагающий, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения.
• Принцип рациональности, лежащий в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливающий необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Опираясь на вышеперечисленные принципы, я использую следующие подходы для их реализации:
• Взаимодействие с педагогами.
• Взаимодействие с родителями.
• Взаимодействие с детьми.
Результаты реализации данной модели я определяю согласно следующим критериям:
• Положительная динамика показателей психического развития и эмоционального статуса детей.
• Удовлетворённость педагогов сотрудничеством с педагогом-психологом.
• Удовлетворённость педагога-психолога сотрудничеством с педагогами.
• Удовлетворённость родителей работой педагога-психолога.
Миссия педагога – психолога в современном мире немаловажная. В работе с родителями и педагогами педагог – психолог учит адекватности, умению примиряться с тем, что пока нам не под силу, учит преодолевать то, что могут преодолеть смелые и мужественные люди. В личных отношениях это мудрый и светлый человек, воспитывающий в людях благодарность, умение ценить то, что людям дает жизнь, что дарят им близкие люди.
Педагог-психолог призывает людей к росту и развитию, учит не «плыть по течению», а быть режиссёром своей жизни. Эта профессия позволяет дотронуться до самых тонких струн детской души, вселить уверенность и побороть страх, снять эмоциональное напряжение и научится расслабляться.
Жизнь человека – бесценный подарок, который является величайшим счастьем.
Как сказал А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно».
Для меня смысл деятельности педагога-психолога в том, чтобы помочь ребенку сохранить свою хрупкую душу, наполнить ее добром, уберечь от зла. И придерживаться правила: «Что бы ты ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».
В своей повседневной работе я помогаю детям и родителям:
• преодолеть трудности, возникающие в процессе адаптации ребёнка к детскому саду;
• формирую у детей старшего дошкольного возраста мотивацию к школьному обучению;
• учу общаться;
• учу управлять своими эмоциями;
• учу детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
• стремлюсь быть рядом с ребенком в трудных жизненных ситуациях;
• стараюсь помочь ему сделать правильный выбор и не совершать необдуманных поступков.
Как детский педагог-психолог, я не ставлю диагноз, могу сделать только условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости предлагаю пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Только от совместной плодотворной деятельности со всеми участниками образовательного процесса я получаю удовлетворительный результат. Я вижу ребёнка инициативного, самостоятельного, независимого, уверенного в себе, умеющего быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке, самостоятельно преодолевающего трудности, проявляющего социальную гибкость, умеющего сотрудничать, желающего узнавать новое.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует, в первую очередь, для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим. Я не просто делаю, что «положено», а стремлюсь сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, ищу для себя новые, более сложные задачи, неординарные способы и методы работы.
Свое эссе хочу закончить словами Ш. А. Амонашвили: «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через нее самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу».
: