Ирина Александровна Голубева
Эссе «Я — педагог, или Всё начинается с любви…»
▼ Скачать + Заказать документы
Прочитав тему эссе мне вспомнились слова Льва Николаевича Толстого, если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. Я, думаю, что данная цитата подходит и к профессии воспитатель.
Публикация «Эссе „Я — педагог, или Всё начинается с любви…“» размещена в разделах
Да, я воспитатель. Выбор профессии был не случайным. Моя работа – это моя жизнь, а жизнь - это моя работа, моя миссия и миссия необыкновенная: ведь мы педагоги-воспитатели, а значит созидатели, своего рода «строители человеческих душ». И мы «строим» маленького человечка. И от нас, зависит, каким он будет Человеком. Именно, мы педагоги, для ребёнка дошкольника, своего рода некий эталон – человечности, порядочности, оптимистичности, успешности.
Работа воспитателя, это не работа с половины восьмого и до шести. По дороге домой или в выходные я встречаю родителей своих воспитанников, а это индивидуальная и беспрерывное общение с родителями. Дома раздаются телефонные звонки, и это вновь родители. Но ведь не скажешь, же им: «Извините, мой рабочий день закончился». Воспитатель ты всегда и везде: и в детском саду, и на улице, и в магазине, и конечно, дома. Но я люблю, люблю свою работу, люблю детей.
Но, порой возникает вопрос «Разве можно любить чужих детей? Зачем нужна Гуманная Педагогика?» - слышала я не раз в разговорах с коллегами. И многие воспитатели четко, осознанно отвечали: «Нет! Чужих детей любить нельзя! Их можно только уважать…» Но как же можно жить с тем, кого не любишь? Ведь работа в детском саду, это моя жизнь. А дети? Научатся ли они любить других людей, если их не любят? Я думаю, нет. Конечно, можно завоевать авторитет у ребенка высокими требованиями, дисциплиной, но заставить любить - никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым…
Я считаю, что без любви к детям воспитатель немыслим. На этом единодушно сходились все великие люди разных времен. Любить ребёнка (или любовь по Корчаку) - это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть. Он постоянно подчеркивает, что если дети разные, то это не означает, что одни хорошие, а другие плохие. Они просто разные. Великий педагог Г. Песталоцци, практиковавший педагогику любви, сказал: «Если не любишь, то не имеешь право воспитывать». Действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям - это любовь не к избранным, а к каждому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Как сказал Константин Ушинский «Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врожденная любовь к детям – все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине» И это так, в течение всего рабочего дня, я по-матерински, вытираю слезы, шепчу ласковые слова, поправляю платьице, успеваю посадить на горшок… Потому что любовь к детям – это забота и безопасность, покой и доверие. Поэтому для меня «любить ребенка» – это значит быть не самым блестящим знатоком всех методик и педагогических технологий, хотя это тоже не мало важный фактор, а уметь много думать, переживать и заботиться, ведь каждый день на меня смотрят мои воспитанники, умеющие доверять и любить просто так, бескорыстно.
«Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя, как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». А ребенок? Ребенок вырастет, и от того, как мы его любили, как воспитывали, чему учили, какими качествами вооружили, будет зависеть его судьба, да, и всего общества. И, как нужна добрая воля воспитателей и родителей, чтобы вступить на тропу бескорыстной любви и служения детям. Чем больше такой любви вмещает сердце человека, тем выше его педагогическая культура.
В конце хочу добавить. Любовь имеет многообразное проявление. Уважение - одна из прекрасных форм проявления любви, конечно, если оно искреннее. Уважать Ребёнка – значит растит в себе Педагогическую Любовь.