Валентина Мышина
Всё начинается с семьи
▼ Скачать + Заказать документы
«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»
Валентина Васильевна Мышина
Воспитатель МБОУ Барановская НШ (дошкольная группа)
«Любая дорога начинается с первых шагов, здание начинается с фундамента, а человек становится человеком в семье».
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть. Уменье сострадать. И сложность жизни видеть …Всё начинается с семьи. И перенесши боль, печаль утрат. Опять вставать,идти и ошибаться, и так всю жизнь! И только не сдаваться. Всё начинается с семьи. (слова неизвестного автора) .
Публикация «Всё начинается с семьи» размещена в разделах
Как писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт: «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй. Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Родился ребенок и от родителей зависит, будет ли его жизнь счастливой.
Заложить основы правильного воспитания, вот задача семьи.
К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной зависимостью от них.
Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви, тепла, он будет искать эти добродетели на стороне.
Известно высказывание Л. Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего-страшное расстояние. От зародыша до новорожденного- пучина».
В 2 года в полной мере виден темперамент ребёнка, а в 5 лет вырисовывается в основных чертах характер и появляется контур будущей личности. Если ведущим в становлении темперамента является генетический фактор, то в характере он будет проявляться наряду со средовым, социальным влиянием. Если задать детям 5-7 лет вопрос о том, кем бы они стали в игре «Семья», то подавляющее большинство отдаёт предпочтение родителю того же пола, т. е. мальчики хотят быть отцами, а девочки матерями. С 7 лет дети предпочитают изображать себя, т. е. ребёнок хочет быть самим собой, у ребёнка выделяется «собственно-коммуникативная деятельность» (М. И. Лисина 1980г)
Таким образом осознанное стремление ребёнка походить на родителя того же пола отличается от подражания в первые годы жизни и является знаком авторитета для детей. Благодаря этому мать и отец могут оказывать наибольшее влияние на детей в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта возможность часто недооценивается или сводится на нет из-за различных проблем в семейных отношениях и личностных особенностей родителей.
Живя в семье, он накапливает большой опыт межличностных отношений: отрицательных, положительных, но все они проходят через призму его Я. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Важно, чтобы сами родители были интересными личностями, с которым бы ребенку хотелось обсудить интересующие его темы, рассказать о своих проблемах. Со временем он сам начинает размышлять, нужен ли он родителям, любят ли его, значим ли он для них? В то же время формируется и отношение ребё нка к родителям: любит ли он сам родителей такими, какие они есть; может быть он чувствует их эмоциональную отдалённость и стремится её уменьшить? В беседах с родителями я стараюсь, чтобы мамы и папы вслушивались, всматривались, осмыслили взаимоотношения с ребёнком, которые проявляются в высказываниях, поступках, настроениях.
Второй семьёй для ребёнка становится детский сад.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• в развитии интересов и потребностей ребенка;
• чтобы родители понимали свою долю ответственности в воспитании
• поддерживать открытость во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• способствовать формированию семейных традиций;
• понимать и принимать индивидуальность ребенка, искать потенциальные возможности и всячески их развивать.
Чтобы родители проявили больший интерес к воспитанию своих детей, они должны иметь возможность приобщаться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплочённости, инициативы положительно влияет на родителей.
Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ.
Большинство семей нашего ДОУ –проблемные.
Соответственно, мы выбираем партнёрские формы взаимодействия с семьёй : совместные праздники, фото- и художественные выставки, совместная проектная деятельность. Что позволяет родителям посвящать себя детям, воспитателю ближе познакомиться с семьёй, заручиться доверием, уважением, и создать систему взаимодействия с семьёй, где на первом плане конечно же интересы, потребности детей. Участие каждой семьи в совместных мероприятиях не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются грамотами, благодарственными письмами, также отмечаем родителей в копилке добрых дел.
В беседах с родителями я стараюсь, чтобы мамы и папы вслушивались, всматривались, осмыслили взаимоотношения с ребёнком, которые проявляются в высказываниях, поступках, настроениях.
Часто родители говорят о детях: «А что я с ним сделаю, он меня не слушает».
В это же время дети жалуются, что родители их не понимают. Часто слышишь от детей такие высказывания «Я такой, потому что меня никто не любит», «Я не хочу домой, меня там не любят».
Следует разговор с родителями, сложный, Но я должна выяснить, а что сами родители сделали, чтобы дети их слушали, чтобы их дети стали людьми, чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу? Ведь только семья может помочь в трудную минуту и порадоваться успехам. «Такие приличные люди, а ребёнок- ну сущий бесёнок!», «И в кого ты такой уродился? Мы для тебя всё только самое лучшее, а ты…». Ребёнок –не объект воспитания, он- Человек. Маленький, но мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий как вести себя, каким быть. Поэтому, для того чтобы понять, почему ребёнок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью,как интерпретирует происходящее. Его «хорошее» или «плохое» поведение –не навык, который надо поощрять или пресекать, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребёнка и имеет для него определённый смысл, который не всегда очевиден и понятен нам, взрослым. Звучит парадоксально, но ребёнок во многом сам определяет, каким ему быть.
Очень часто я провожу тест –рисунок. Прост в проведении, но сложен для толкования. Итак, ребёнок рисует свою семью. Мама жёлтого цвета, папа чёрного. Ребёнок из детского дома рисует дом, где нет окон, только ступеньки и дверь. Рисуем подарок маме, её портрет, девочки рисуют маму такой как выглядит сама, мальчики всегда нарисуют себя рядышком. Иногда ребенок не рисует себя. Это тревожный симптом: он не видит себя в семье. Или наоборот, рисует только себя, что говорит о некотором эгоизме ребёнка. Примеров множество. Ребёнок отражает свой внутренний мир таким, каков он есть в данный момент, как он чувствует семью, своё место в ней.
Что ещё можно предложить родителям для раскрытия эмоционального мира малыша? Родители обратили внимание, что детям нравятся наши фотовыставки, папки –передвижки, где отражаются главные события группы. Мы пришли к взаимному решению : принять участие в проекте «Традиции моей семьи»
Также, мы раскрываем возможности совместной игры. Принять участие в игре –трудная задача для родителей, но я пытаюсь доказать, что игра в «Дочки-матери», «К нам гости пришли» и др. -колоссальный социальный опыт. Родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребёнку. Хороший пример-величайший помощник в воспитании ребёнка.
Русская народная пословица гласит: «Воспитывают дитя, когда оно лежит поперёк кровати, а не вдоль».
Хочется привести одну притчу: «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, - сказал он, - ты приказал мне сделать невозможное». И, тогда старец указал ему на совсем ещё молодое деревце, которое послушник без усилия тотчас вырвал с корнем.
Мораль: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как к чему привык человек с малых лет, «того и дряхлая старость неудобь оставляет».
Поэтому мудрость гласит: «Есть у тебя дети? Учи их, и с юности нагибай шею их».
Завершить свое выступление мне хотелось бы еще одной притчей:
Пять качеств карандаша
Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
- Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестала писать, улыбнулась и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвё ртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.
Поэтому семья должна содействовать закреплению полученных знаний и развитию навыков хорошего поведения, своевременно поощряя ребёнка. Потому что только лишь вместе родители, детский сад и школа можем воспитать достойного Человека.
Литература:
Л. И. Дурандина «Методы и приёмы нравственного воспитания дошкольников»
Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»
С. В. Ковалёв «Психология семейных отношений»
Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»
С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения дошкольников в семье»
Л. А. Самарская «Совместная деятельность семьи и дошкольного учреждения по морально-этическому воспитанию детей»
Библиотека для родителей, О. М Дьяченко «О тайнах счастливого детства»
С. Д. Румянцева «Семья глазами ребёнка».
Н. А. Петрущенко «Детский сад и семья-взаимодействие и сотрудничество»