Елена Яковенко
Эссе «Я — музыкальный руководитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе "Я - музыкальный руководитель"
Мир музыки огромен и неповторим. Не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, что оставило нам прошлое, узнать то, что окружает нас в настоящем. Влияние музыки очень высоко, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование не получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И моя задача, как педагога-музыканта – научить детей понимать музыку, любить ее. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение.
Публикация «Эссе „Я — музыкальный руководитель“» размещена в разделах
Перечитывая афоризмы и высказывания знаменитых людей, понимаю, как точно они сумели заметить и передать в словах все тонкости воздействия музыки на человека, на его душу. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». И это бесспорная мудрость человека, понимающего великую силу музыки! Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. «Музыка – это язык чувств». Именно в процессе восприятия музыки могут рождаться такие чувства как восторг, воодушевление, радость, жалость, настороженность. А для детей это могут быть еще не пережитые чувства напряжения, волнения, сопереживания. Приобретая в процессе музыкальной деятельности знания о музыке, умения, навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Первые впечатления от искусства живут долго, порой всю жизнь. Отлично помню, как в детстве, будучи ещё совсем маленькой девочкой, впервые увидела кукольный спектакль-сказку «Али-Баба и сорок разбойников», как долго потом играла в театр, представляя себя героями увиденной сказки, напевая запомнившуюся красивую мелодию. Ощущения необыкновенного восторга, от увиденного потрясли меня настолько, что я и сейчас до мельчайших подробностей помню тот день. Тогда всё происходящее на сцене мне казалось не сказкой, а реальным чудом. Прошли годы, в моей жизни была и музыкальная школа, и музыкальное училище, годы педагогической практики и не только…. И вот я, состоявшийся музыкальный руководитель, теперь сама дарю своим воспитанникам чудо «волшебного мира музыки». Моя мечта сбылась. И никогда, за годы моей музыкально-педагогической практики, я не пожалела о выборе своей профессии. Ведь моя профессия «музыкальный руководитель», самая замечательная, благородная и необыкновенная.
Музыкальный руководитель – это не просто должность, это звание, которое нужно нести с достоинством. Большая ответственность лежит на тех, кто вводит детей в мир музыки. Эта ответственность, перед воспитанниками, которым выходить в большую жизнь, лежит и на мне. Любовь к музыке невозможно привить насилием. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.
Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби – единое целое. За время работы музыкальным руководителем стало понятно, что дать знания, развивать умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности. Это дело многих лет моей жизни.
В своей работе я руководствуюсь словами В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».
Каждый новый календарный год начинается по-новому. В творчестве я отталкиваюсь от потребностей ребёнка и его способностей. Дети все разные и каждая группа по-своему неповторима. Отсюда вариативность репертуара и жанров.
Люблю свою работу, за многогранность детского таланта, за возможность совместной деятельности и рождение интересных проектов, за радостные трудовые будни и яркие веселые праздники. Равнодушие, на мой взгляд, это самая страшная черта общества. Мои воспитанники – это единомышленники, доверившие мне частицу своего сердца, именно поэтому для меня важно пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, человеку и музыке. Направить их на дорогу, где их спутниками жизни будут милосердие, мудрость и красота. Моя обязанность – помочь и научить детей умению отделять главное от второстепенного, хорошее от плохого, красивое от уродливого.
В своей работе я использую и современную музыку, которая является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Произведения такого плана обычно близки и понятны детям, но их приходится тщательно отбирать. Так сверхвысокие и сверхнизкие частоты, навязчивый ритм, запредельная громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность. Главное условие для меня, чтобы музыка была эстетичной, высокохудожественной и не шла вразрез с моральными общепринятыми нормами. Стараюсь делать всё возможное для того, чтобы дети узнали другую – настоящую музыку.
Моя работа – это творчество, общение, способ самовыражения и познания.
Находиться в постоянном поиске – состояние, присущее каждому, творчески работающему, педагогу. Постигаешь одну истину, а впереди уже видна новая цель, не позволяющая оставаться на месте. Идя в «ногу» с современными образовательными процессами, мне просто необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий и интегративных подходов к развитию детей. На музыкальных занятиях я использую средства информационно – коммуникативных, здоровьесберегающих технологий, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логоритмики, применение которых, позволяют мне значительно оживить образовательный процесс в преподнесении музыкального и дидактического материала, активизируя внимание детей и интерес к музыке.
В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Для развития восприятия музыки и формирования основ музыкальной культуры у детей использую произведения мировой музыкальной классики по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной помогает мне организовать педагогический процесс, на основе сотрудничества ребёнка и взрослого, формировать двигательные умения в игровой форме не только способных детей, но и неловких, скованных, которым необходимо помочь обрести чувство уверенности в себе.
Для организации музыкально-творческой деятельности детей я использую игровую технологию элементарного музицирования Т. Э. Тютюнниковой. Применение этой технологии помогает каждому ребенку переживать, ощущать радость и удовольствие от общения с музыкой, где он может самовыразиться в активном музицировании с инструментами. Мой опыт работы показывает, что игра на музыкальных инструментах является одним из любимых видов деятельности детей. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, застенчивость, неуверенность в своих силах. У ребят появляется ответственность за исполнение своей партии, собранность. Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре на инструментах, как фабричного изготовления, так и на инструментах, выполненных из подручных материалов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования. Результаты практической деятельности с использованием этой технологии показали, что дети четче стали ощущать и исполнять ритмическую пульсацию в музыке различного характера и темпа. Изучили возможности своего голоса и артикуляционного аппарата, научились сопровождать речевые упражнения и пение с одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, двигаться под несложную музыку жанрового характера. Подводя итоги учебного года, в нашем детском саду, традиционно проводится фестиваль-конкурс «Битва оркестров», где принимают участие все воспитанники и звучат все разученные оркестровые произведения.
Я вижу, что использование современных образовательных технологий дают положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения.
Порою трудно быть педагогом-универсалом, но, это «стоит того»! Приятно видеть в моих воспитанниках частичку своей работы, когда ребёнок постепенно «раскрывается», становится «маленьким артистом», с желанием стремится на музыкальные занятия, где хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить.
И пусть наши воспитанники не станут выдающимися композиторами, музыкантами, танцорами или вокалистами – главное, что они вырастут настоящими людьми, умеющими думать, чувствовать, видеть прекрасное вокруг себя, людьми, способными дарить своё творчество, радость другим, приносить пользу родному краю, своему Отечеству – научатся величайшему из искусств – искусству жить на земле.
Свое эссе я хотела бы закончить словами известного музыковеда, педагога Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И А. Эйнштейн со скрипкой, и М. Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а божественная необходимость».