Лучший педагог года

Эмоциональный интеллект как ключ к здоровью ребенка

Иванова Екатерина
Эмоциональный интеллект как ключ к здоровью ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональный интеллект как ключ к здоровью ребенка.

Человек испытывает эмоции постоянно 24/7, даже когда спит. Даже если вы не хотите, вы все равно испытываете эмоции в повседневной жизни в любой ситуации: поход в магазин или кино, вас облили из лужи, вы встретили одноклассника. Далеко не каждый человек может распознать свои эмоции и правильно ими управлять. А есть люди, которые могут правильно расшифровывать не только свои эмоции, но и эмоции собеседника. Это настоящие знатоки эмоций!

Публикация «Эмоциональный интеллект как ключ к здоровью ребенка» размещена в разделах

Давайте разберемся что же такое эмоции? Психологический процесс, отражающий оценочное субъективное отношение человека к возникающим ситуациям и различным объектам, и называется эмоцией. Эмоции являются временными, очень субъективными переживаниями человека на важные события и ситуации в жизни. Механизм возникновения эмоций описал Джеймс-Ланге : раздражитель- возникновение физических изменений-сигналы об этих изменениях в мозг-эмоции (эмоциональные переживания).

Имеется несколько классификаций эмоций :

1. по характеру переживаний:

1.1 положительные (радость, восторг, восхищение)

1.2 отрицательные (гнев, разочарование, грусть)

1.3 нейтральные (интерес, любопытство)

2. по влиянию на деятельность человека:

2.1 стенические (эмоции побуждают к действиям, на организм оказывают активное действие)

2.2 астенические (эмоции замедляют процессы в организме, вводят в ступор,сковывают)

3. по уровню удовлетворения инстинктов:

3.1 низшие (удовлетворение простых инстинктов - удовольствие от еды)

3.2 высшие (эти эмоции касаются эмоциональной, интеллектуальной сферы жизни – гордость, воодушевление, восхищение)

Некоторые ученые выделяют всего три эмоции : радость, страх и гнев. Они считают, что все остальные переживания лишь не что иное, как проявления основных эмоций в разной степени.

На западе в середине 1990 годов вышел бестселлер Дэниела Гоулмана по психологии «Эмоциональный интеллект : Почему он значит больше, чем IQ». Журналист попытался дать свою версию преуспевающему человеку, основываясь на исследованиях американских ученых в области истории эмоций.

Что же такое эмоциональный интеллект? Можно ли его развивать?

Несмотря на то, что понятие «эмоциональный интеллект» относительно ново, вот одно из определений: в широком смысле - это признание за собой и другими чувств (положительных и отрицательных, умение отделять свои чувства от голых фактов и конечно же умение чувствовать темперамент, настроение, интонации при общении с другими людьми. И здесь не важно давно вы знакомы или не знакомы с собеседником.

Главная составляющая эмоционального интеллекта это умение определять и правдиво описывать свои эмоции и управлять ими, возможность не поддаваться панике и отстраниться от отрицательных эмоций (гнев, злость, зависть, ревность, а так же - расширение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями.

В современном мире редко встречаются люди, которые могу высказать свои чувства («Мне обидно, что наш выходной проходит так буднично» вместо «Почему ты снова ничего не придумаешь?» — первый осязаемый признак., определить источник их возникновения и достаточно спокойно провести дальнейший диалог, без перехода на личность.

Европейские ученые делят эмоциональный интеллект на 4 части :

1. научиться определять эмоции свои и чужие, определять разницу между ними;

2. научиться использовать всю палитру эмоций при решении любых задач;

3. научиться определять, какая эмоция как возникает, понимать ее;

4. научиться контролировать эмоции и ими управлять.

Эмоциональный интеллект очень важен в нашей жизни. Он является ведущей составляющей успешности человека, посколькувлияет на различные стороны человеческой жизни:

1. Осознание себя.

Каждому человеку знакомо то чувство, когда хочется понимать свои желание, почему они возникают. Человек зачастую может путать такие эмоции как злость и панику с тревогой или чувство подростковой влюбленности с настоящей любовью. Для того что бы лучше себя понимать, понимать обстановку необходимо развивать эмоциональный интеллект, который позволяет определить свои и чужие эмоции и верно на них среагировать.

2. Усиленная саморегуляция.

Зачастую человеку для формирования желаемого образа или стиля жизни не хватает возможно времени или силы воли или мотивации. В этом нам помогает понимание своих чувств. Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает понять чувства, отсюда появляется возможность управлять собой. Человек понимает свое поведение, понимает ошибки и учится их больше не совершать. Человек с высоким эмоциональным интеллектом не будет перекладывать ответственность за свои ошибки на других, он сам отвечает за принятые решения, последствия и вообще свою жизнь. Приобретённый и развитый самоконтроль не позволяет отрицательным эмоциям (гнев, злость,раздражение,ревность) влиять на жизнь человека, а наоборот способствует формированию репутации: человек становится более ответственным, может держать данное слове и придерживаться договоренностям.

3. Мотивация.

На мотивацию и активность человека также влияет уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует более быстрому и успешному обучению, позволяет с положительными чувствами переносить трудности, анализировать свои ошибки. Он не восклицает: за что? Он пытается понять: для чего? Такой человек не тратит времени зря, каждая минутка свободного времени у него расписана и заполнена полезными делами, обучением и пр.

4. Эмпатия.

Эмпатия – это умение понимать и принимать эмоции других людей и работать с ними. Она очень важна в жизни человека, во всех ее сферах. Эмпатия помогает распознать чувства других людей, настроиться на них, подстроиться под собеседника и перевести диалог в нужное для себя русло. Человек с высоким эмоциональным интеллектом хорошо понимает собеседника, конкурирующие стороны в беседы постарается «не сталкивать лбами». Со стороны такие люди кажутся успешными, у них обостренное чувство справедливости.

5. Правильные и естественные социальные отношения.

Характеристики, указанные выше, помогают достичь важную цель – хорошо понимать собеседника и наладить с ними контакт.

Высокий ЭИ способствует:

• хорошему развитию риторики,

• искусству убеждения, постановке задач,

• правильной расстановке приоритетов,

• умению справляться с негативными чувствами,

• легко переносить любые изменения в своих планах.

Эмоциональный интеллект не формируется в детстве, как многие способности. Его можно развивать в течение всей жизни. Конечно же это не будет легко и просто. Над формированием и развитием ЭИ придется потрудиться. Но результат вас удивит и скорее всего обрадует. Тренировки по развитию эмоционального интеллекта должны быть регулярные, а не раз от раза.

Существует несколько универсальных рекомендаций для развития ЭИ. Если применять их регулярно, то результат не заставит себя ждать!

Первая: постарайтесь не оценивать эмоции!

Люди привыкли разделять эмоции на отрицательные и положительные. В любой ситуации, когда на вас нахлынули эмоции – успокойтесь, расслабьтесь! Попробуйте понять, какие эмоции испытываете. Постепенно вы сможете понять, что эмоции из себя представляют. Потом вы узнаете что именно вызывает у вас ту или иную эмоцию. Далее можно разбираться, помогает или мешает данная эмоция проживанию ситуации, которая эту эмоцию вызвала.

Вторая: дневник эмоций.

Постарайтесь записывать на бумаге все события своей жизни: озарения, раздражение, гнев. В последствии вы увидите закономерности в своем поведение. Станете понимать себя день ото дня лучше. Сможете избегать негативных эмоций, т. к. уже будете знать какие ситуации их вызывают.

Третья: развитие самопознания.

Помните, что эмоции - это кратковременная субъективная реакция на события. Не опирайтесь на эмоции при принятии важных решений. Эмоции мы испытываем постоянно, и они часто меняются. Так же задавайте себе вопрос «Что я чувствую в данный момент?» Ответ на этот казалось бы простой вопрос поможет вам гораздо лучше себя понимать.

Четвертая: формирование самоконтроля.

Не поддавайтесь ежеминутной буре эмоций - посчитайте до 10, подышите носом, поприседайте. Помните, что наша психика тесно связана с нашим телом. К изменению эмоционального состояния можно довольно быстро прийти через тело. Эти простые рекомендации помогут вам не принимать спонтанных решений. Наш девиз: сначала думай, потом делай. В ситуации провала не ищи виноватых на стороне. Проанализируй эффективность своих действий.

Пятая: эмпатия.

Помните поговорку «Относить к другим так, как хочешь что бы относились к тебе»? Относитесь к собеседнику уважительно, с пониманием. Помните, что он тоже может испытывать эмоции, старайтесь ставить себя на его месть. Так вы лучше будете понимать окружающих вас людей.

Шестая: развитие мотивации.

Зачастую нам приходится выполнять не всегда для нас интересную деятельность. Мы испытывает отрицательные эмоции – раздражение, гнев, обиду. А вы постарайтесь увидеть что-то хорошее,достижение результата разделите на маленькие задачи. Возможно, выполнение этих задач будет для вас маленьким положительным плюсиком. Научитесь формировать задачи так, что бы они вас воодушевляли! Помните, как в старой притче. Когда прохожий спросил у двух мужчин, затаскивающих тяжё лые камни в гору: «Что вы делаете?» Первый ответил: «Я волоку камень в гору». А второй сказал: «Я строю храм!»

Не таскайте камни, стройте храм!

Седьмая: формирование навыков коммуникаций.

Наша жизнь не простая штука. Не всегда получается избежать конфликтов. Необходимо научиться их не усугублять и правильно из них выходить. В этом помогут нам навыки коммуникации. Этот навык необходимо развивать для то, чтобы правильно донести свои идеи для собеседника, научиться убеждать. В современном интернетпространстве существует целый ряд платформ для тренировки навыка коммуникации.

Что бы достичь желаемого результата в формировании эмоционального интеллекта, вам придется тренироваться постоянно. Возможно вы не увидите результат даже через месяц. Но окружающие вам люди увидят изменения в вас и будут взаимодействовать с вами с бОльшим желанием. С высоким уровнем ЭИ вас ждет успех в жизни!

Публикации по теме:

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника)«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

Игра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьмиИгра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьми Из личного опыта работы Анализируя свой опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Интеллект-карта «Весна»Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Поездка на водопад «Гремячий ключ» (фоторепортаж)Поездка на водопад «Гремячий ключ» (фоторепортаж) Добрый день, уважаемые гости моей странички! Посмотрела фото отчет у Тани Рыжковой о водопаде. И решила рассказать о своих впечатлениях.

Экскурсия по городу Горячий КлючЭкскурсия по городу Горячий Ключ Вот решила провести для вас небольшую фотоэкскурсию по замечательному городу Краснодарского края Горячий Ключ. Мне посчастливилось побывать.

Эмоциональный экран «Мое настроение сегодня»Эмоциональный экран «Мое настроение сегодня» Что такое эмоциональный экран и зачем он нужен детям в детском саду? Эмоциональный экран[/b] — это совокупность средств, позволяющих наглядно.

Дидактическая игра «Эмоциональный заяц «Бенни»Дидактическая игра «Эмоциональный заяц «Бенни» Эмоциональный заяц "Бенни". Ребенку иногда сложно даже осознать, а тем более сформулировать, чего ему сейчас хочется, что он чувствует,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональный интеллект как ключ к здоровью ребенка
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 07:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональный интеллект как ключ к здоровью ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД