Папки-передвижки

Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста

Мария Толстых
Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

С. А. Анжиганова,

педагог-психолог МБДОУ «Д/с «Алёнка», г. Абакан

М. А. Покровская,

музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с «Алёнка», г. Абакан

М. А. Толстых,

музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с «Алёнка», г. Абакан

ПСИХОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное образование на федеральном уровне направлено на реализацию социально-личностного подхода. Этот подход направлен государством и обществом на подготовку человека, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям жизни. В данных условиях современный человек должен быть социализирован, инициативен, обладать гибким и креативным мышлением, высоким эмоциональным интеллектом, уметь поддерживать свое психическое и физическое здоровье. Обозначенные социально-личностные качества помогают человеку строить свою жизнь, добиваться высоких целей, испытывать счастье.

Публикация «Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из востребованных качеств современного человека является эмоциональный интеллект. Это понятие представляет собой понимание эмоций, как особого типа знаний о себе и об окружающем мире. Именно эти знания влияют на мысли, поступки и действия человека.

Существует несколько популярных теорий эмоционального интеллекта, описывающих его структуру. Например, отечественный психолог Д. В. Люсин выделяет в структуре две основные способности – понимание и управление эмоциями, а затем, указывая на направленность, выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект. Американский психолог Д. Гоулман выделяет пять компонентов эмоционального интеллекта : самосознание, саморегуляция, мотивация, социальные навыки и эмпатия.

На сегодняшний день показателями высокого эмоционального интеллекта являются следующие способности: умение распознавать свои эмоции, признаваться себе в тех или иных эмоциях, не разделяя их на достойные и недостойные, умение контролировать свои эмоции, проявлять эмпатию и понимать эмоции других людей без слов.

Эмоциональный интеллект важно развивать в детском возрасте. Дошкольный возраст - благоприятный период для социального опыта ребёнка и развития новых свойств личности. Поэтому неслучайно в ФГОС ДО уделяется большое внимание развитию у детей социально адаптирующих и личностно-развивающих качеств. Качественные преобразования в психике дошкольника осуществляет психолого-педагогическое сопровождение.

В нашем детском саду выстроена система взаимодействия специалистов. Одно из направлений деятельности педагога-психолога и музыкальных руководителей представляет собой развитие компонентов эмоционального интеллекта посредством психогимнастики. Психогимнастика относится не только к психолого-педагогическим методикам, но и к психотерапевтическим, общей задачей которых является здоровьесберегающее развитие.

Психогимнастика помогает детям постичь азбуку эмоций, понимать себя и других в мире чувств. Музыкальное сопровождение занятий по психогимнастике повышает эффективность развития эмоционального интеллекта.

Психогимнастика проводится специалистами совместно 1 раз в неделю, в первую половину дня, с сентября по май. Начиная со средней группы, согласно утвержденному графику в музыкальном зале.

Игры и этюды с детьми проводит педагог-психолог, музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение. При этом учитывается частота звукового спектра. Важно знать, что чрезмерная громкость и ритмы современной музыки могут разрушать хранилища памяти (низкие частоты) и угнетать высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта (высокие частоты) [1].

При подборе музыкальных произведений используются рекомендации Чистяковой М. И., автора психогимнастики (марши, хороводные мотивы, наследие композиторов-классиков).

Схема занятия по психогимнастике

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: изображение положительных и отрицательных эмоций посредством выразительных движений.

Это очень важная фаза, развивающая внутриличностный эмоциональный интеллект (самопознание). Дети выполняют под соответствующую музыку элементы выразительных движений. Это могут быть мимика, жест, поза, походка. Движения и эмоции очень взаимосвязаны между собой. Поэтому, выполняя этюды, дети начинают понимать собственные эмоции.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

Цель: изображение социальных чувств (доброта, смелость и т. п., их моральная оценка. Проигрывание персонажей с определенными чертами характера.

Это фаза развивает внутриличностный (самопознание) и межличностный эмоциональный интеллект (мотивация, социальные навыки, эмпатия). Предложенные этюды и игры помогают детям постигать мир эмоций других людей и адекватно выражать свои переживания.

III фаза. Этюды и игры психотерапевтического характера

Цель: повышение настроения и коррекция определённых черт характера ребенка, проигрывание стандартных жизненных ситуаций.

В третьей фазе активно развивается самопознание. Используя мимику и пантомимику, дети воплощаются в заданный образ. Выполняя его, они обогащают свой внутренний мир новыми переживаниями и новым эмоциональным опытом.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: психоэмоциональная разгрузка

В последней фазе создаются условия для развития саморегуляции (внутриличностного эмоционального интеллекта). Чередуя напряжение и расслабление в теле, дошкольники учатся регулировать мышечный тонус. Таким образом, дети вырабатывают контроль не только своих движений, но и своего поведения.

Психомышечная тренировка способствует формированию правильной «схемы тела», которая необходима для развития пространственного восприятия, а также в овладении понятием «право-лево».

Между III и IV фазами можно предложить детям игру на преодоление автоматизма либо этюд на развитие познавательных психических процессов [2].

Занятия по психогимнастике можно проводить как путешествие по сказке. Этот прием Е. А. Алябьевой находит большой эмоциональный отклик у детей.

Таким образом, дети, прошедшие занятия по психогимнастике, лучше понимают себя, свой внутренний мир, склонны свободно выражать эмоции и заявлять о своих чувствах окружающим. Они легче общаются с другими детьми, способны к сотрудничеству, проявлению доброты и эмпатии.

Библиографический список

1. Анисимова, М. В., Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. -М. : ТЦ Сфера, 2014, С. 128.

2. Чистякова, М. И., Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995, С. 160.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника)«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Конспект НОД по изготовлению интеллект-карты «Безопасность» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по изготовлению интеллект-карты «Безопасность» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД изготовление интеллект-карты «Безопасность» с детьми старшего дошкольного возраста Цели занятия: закрепить знания о безопасности,.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Эмоциональный экран «Мое настроение сегодня»Эмоциональный экран «Мое настроение сегодня» Что такое эмоциональный экран и зачем он нужен детям в детском саду? Эмоциональный экран[/b] — это совокупность средств, позволяющих наглядно.

Дидактическая игра «Эмоциональный заяц «Бенни»Дидактическая игра «Эмоциональный заяц «Бенни» Эмоциональный заяц "Бенни". Ребенку иногда сложно даже осознать, а тем более сформулировать, чего ему сейчас хочется, что он чувствует,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2022 в 07:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Толстых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД