Мария Толстых
Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С. А. Анжиганова,
педагог-психолог МБДОУ «Д/с «Алёнка», г. Абакан
М. А. Покровская,
музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с «Алёнка», г. Абакан
М. А. Толстых,
музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с «Алёнка», г. Абакан
ПСИХОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное образование на федеральном уровне направлено на реализацию социально-личностного подхода. Этот подход направлен государством и обществом на подготовку человека, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям жизни. В данных условиях современный человек должен быть социализирован, инициативен, обладать гибким и креативным мышлением, высоким эмоциональным интеллектом, уметь поддерживать свое психическое и физическое здоровье. Обозначенные социально-личностные качества помогают человеку строить свою жизнь, добиваться высоких целей, испытывать счастье.
Публикация «Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из востребованных качеств современного человека является эмоциональный интеллект. Это понятие представляет собой понимание эмоций, как особого типа знаний о себе и об окружающем мире. Именно эти знания влияют на мысли, поступки и действия человека.
Существует несколько популярных теорий эмоционального интеллекта, описывающих его структуру. Например, отечественный психолог Д. В. Люсин выделяет в структуре две основные способности – понимание и управление эмоциями, а затем, указывая на направленность, выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект. Американский психолог Д. Гоулман выделяет пять компонентов эмоционального интеллекта : самосознание, саморегуляция, мотивация, социальные навыки и эмпатия.
На сегодняшний день показателями высокого эмоционального интеллекта являются следующие способности: умение распознавать свои эмоции, признаваться себе в тех или иных эмоциях, не разделяя их на достойные и недостойные, умение контролировать свои эмоции, проявлять эмпатию и понимать эмоции других людей без слов.
Эмоциональный интеллект важно развивать в детском возрасте. Дошкольный возраст - благоприятный период для социального опыта ребёнка и развития новых свойств личности. Поэтому неслучайно в ФГОС ДО уделяется большое внимание развитию у детей социально адаптирующих и личностно-развивающих качеств. Качественные преобразования в психике дошкольника осуществляет психолого-педагогическое сопровождение.
В нашем детском саду выстроена система взаимодействия специалистов. Одно из направлений деятельности педагога-психолога и музыкальных руководителей представляет собой развитие компонентов эмоционального интеллекта посредством психогимнастики. Психогимнастика относится не только к психолого-педагогическим методикам, но и к психотерапевтическим, общей задачей которых является здоровьесберегающее развитие.
Психогимнастика помогает детям постичь азбуку эмоций, понимать себя и других в мире чувств. Музыкальное сопровождение занятий по психогимнастике повышает эффективность развития эмоционального интеллекта.
Психогимнастика проводится специалистами совместно 1 раз в неделю, в первую половину дня, с сентября по май. Начиная со средней группы, согласно утвержденному графику в музыкальном зале.
Игры и этюды с детьми проводит педагог-психолог, музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение. При этом учитывается частота звукового спектра. Важно знать, что чрезмерная громкость и ритмы современной музыки могут разрушать хранилища памяти (низкие частоты) и угнетать высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта (высокие частоты) [1].
При подборе музыкальных произведений используются рекомендации Чистяковой М. И., автора психогимнастики (марши, хороводные мотивы, наследие композиторов-классиков).
Схема занятия по психогимнастике
I фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: изображение положительных и отрицательных эмоций посредством выразительных движений.
Это очень важная фаза, развивающая внутриличностный эмоциональный интеллект (самопознание). Дети выполняют под соответствующую музыку элементы выразительных движений. Это могут быть мимика, жест, поза, походка. Движения и эмоции очень взаимосвязаны между собой. Поэтому, выполняя этюды, дети начинают понимать собственные эмоции.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: изображение социальных чувств (доброта, смелость и т. п., их моральная оценка. Проигрывание персонажей с определенными чертами характера.
Это фаза развивает внутриличностный (самопознание) и межличностный эмоциональный интеллект (мотивация, социальные навыки, эмпатия). Предложенные этюды и игры помогают детям постигать мир эмоций других людей и адекватно выражать свои переживания.
III фаза. Этюды и игры психотерапевтического характера
Цель: повышение настроения и коррекция определённых черт характера ребенка, проигрывание стандартных жизненных ситуаций.
В третьей фазе активно развивается самопознание. Используя мимику и пантомимику, дети воплощаются в заданный образ. Выполняя его, они обогащают свой внутренний мир новыми переживаниями и новым эмоциональным опытом.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: психоэмоциональная разгрузка
В последней фазе создаются условия для развития саморегуляции (внутриличностного эмоционального интеллекта). Чередуя напряжение и расслабление в теле, дошкольники учатся регулировать мышечный тонус. Таким образом, дети вырабатывают контроль не только своих движений, но и своего поведения.
Психомышечная тренировка способствует формированию правильной «схемы тела», которая необходима для развития пространственного восприятия, а также в овладении понятием «право-лево».
Между III и IV фазами можно предложить детям игру на преодоление автоматизма либо этюд на развитие познавательных психических процессов [2].
Занятия по психогимнастике можно проводить как путешествие по сказке. Этот прием Е. А. Алябьевой находит большой эмоциональный отклик у детей.
Таким образом, дети, прошедшие занятия по психогимнастике, лучше понимают себя, свой внутренний мир, склонны свободно выражать эмоции и заявлять о своих чувствах окружающим. Они легче общаются с другими детьми, способны к сотрудничеству, проявлению доброты и эмпатии.
Библиографический список
1. Анисимова, М. В., Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. -М. : ТЦ Сфера, 2014, С. 128.
2. Чистякова, М. И., Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995, С. 160.