Марина Николаевна Иванова
Эмоциональное развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие детей с ТМНР не зависит от их умственных способностей, а зависит от того, насколько удовлетворены их потребности, способность к выражению эмоций заложена в человеке на генетическом уровне и не требует обучения.
Доктор психологических наук Е. П. Ильин дал следующее определение эмоциям :
«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности).
Публикация «Эмоциональное развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями» размещена в разделах
Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».
Почти все теории связывают эмоции с когнитивной оценкой происходящего. Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.
То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен человек или нет.
Дети с любым уровнем умственной отсталости проявляют эмоции.
Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.
Дети, которые не могут понять что такое весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок, могут понимать, что к ним пришел человек, который будет общаться с ними, кормить их, переодевать, мыть …
Дети способны понять комфортно им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.
Эта связь не требует слов, которых дети с ТМНР, как правило, не могут сказать.
Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов. Наиболее наглядно эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу.
1. Физиологические потребности
Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать.
Его плач показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне. Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.
Ребенок может хотеть есть, пить, спать, у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.
Ребенок может находиться в неудобной для него позе.
Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.
2. Потребность в безопасности.
Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.
У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.
Вследствие этого у детей с ТМНР как правило высокая внутренняя тревожность.
Такая тревожность может влиять как на психическое, так и на физическое состояние ребенка.
Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ - недопускании взрослого дотрагиваться до него.
Базовая потребность в безопасности может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.