Получи документы

Эмоции как важнейший компонент в социализации детей дошкольного возраста, пребывающих в детском доме

Наталья Гурьева
Эмоции как важнейший компонент в социализации детей дошкольного возраста, пребывающих в детском доме
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоции как важнейший компонент в социализации детей дошкольного возраста, пребывающих в детском доме

Гурьева Н. Н. ,

КГКУ «Красноярский

детский дом №1»,

г. Красноярск

Темочки:

Дети дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки. В учреждении ребенок общается с другими воспитанниками, воспитателями и специалистами на протяжении года, некоторые дети находятся в учреждении в течение трех лет. Это зависит от многих причин. До начала пандемии дети посещали библиотеку, концерты в музыкальной школе. Волонтеры реализовали проекты: занимались с детьми рисованием, английским языком, тхэквондо. Попечительский совет организовывал экскурсии. Дети принимали участие в краевых творческих мероприятиях. У многих детей была возможность общаться с родственниками на личных встречах. В период изоляции общение детей свелось к минимуму, а именно: ребенок и воспитатель. Что дало повод задуматься над вопросом о направлениях работы по социализации воспитанников.

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте содержит противоречие, которое заключается в том, что ребенок хочет быть таким, как взрослый, но велик разрыв между уровнем актуального развития ребенка и тем, к чему он стремится. По словам Д. Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг мира взрослых людей, их общественных функций и жизненных задач. Указанное противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре. В ней ребенок берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования. [2]

Исходя из многолетнего опыта работы, могу сказать, что дети, воспитывающие в условиях детского дома, не владеют игровой деятельностью. Дети охотно выполняют указания воспитателя, но самостоятельно играть и общаться при этом не умеют. Игрушки пытаются спрятать или просто держать в руках. До прибытия в детский дом, у большинства детей, ни кто не развивал эмоциональной культуры и культуры общения.

Современные учёные в области коррекционной педагогики и специальной психологии, Е. А. Екжанова и Е. А. Стребелева пишут, что эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Поэтому социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей. Они выделяют три основных концентра, значимые для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи считают развитие у детей представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми. [2]

В своей методике они указывают на то, что первым шагом в понимании социальной природы «Я» должно быть признание того, что наряду с биологическим, телесным «Я», образ «Я» включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми. В процессе этих занятий педагог должен учить ребенка всматриваться в свое изображение в зеркале, эмоционально реагировать на него, называть свое имя, а также узнавать себя на фотографии. Содержание работы с детьми концентра «Я и другие» направлено на формирование у детей представлений о близких людях, а также приобретение ребенком способов взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Концентр «Я и окружающий мир» включает в себя задачи, направленные на формирование у детей интереса к игрушкам, предметам и действиям с ними. [2]

На первом этапе работы, по данной методике, мы создали восемь альбомов с фотографиями, по количеству детей в группе. В процессе индивидуальных занятий педагог просил ребенка всматриваться в свое изображение в зеркале, эмоционально реагировать и говорить о себе, отвечая на вопросы. После ребенку предлагали узнать себя из восьми фотографий с изображением детей группы. Следующее занятие проводилось с группой детей, и педагог просил всех смотреть в зеркало, а потом находить свою фотографию. При этом педагог просил называть свою фамилию и имя. Полученный детьми социальный опыт педагог фиксировал в устных высказываниях детей. Интерес был неподдельный. Дети с удовольствием рассматривали себя и своих сверстников. Учитывая, что группа разновозрастная работа строилась позитивно и были получены неожиданно хорошие результаты, а именно: старшие помогали младшим детям найти свое фото, назвать свою фамилию. В результате дети четырех лет запомнили свою фамилию после второго занятия.

На втором этапе работы, по концентру «Я и другие», мы создали альбом с фотографиями сотрудников детского дома. В итоге дети знают имя, отчество и название профессии всех сотрудников. Дружно здороваются, если кто-то из персонала заходит в группу. Педагоги организовали экскурсию в прачечный цех, на кухню, на склад для закрепления полученных знаний о профессии сотрудников.

У каждого ребенка есть родственники, которые могут навещать, даже если они не собираются забрать в семью. У некоторых детей родители находятся в местах лишения свободы и если они поддерживают связь с ребенком, то в личном деле хранятся их фотографии и письма. Поэтому третьим альбомом стал альбом с фотографиями родственников детей. Конечно только тех, кому можно общаться с воспитанниками.

Индивидуальные беседы о семье, воспоминания детей, рассматривание фотографии мамы, когда плохое настроение или наоборот хорошее дали возможность получить уменьшение конфликтных ситуаций, стабильный эмоциональный фон в группе. А самое ценное то, что у ребенка появилась возможность смотреть и говорить с мамой или дедушкой в любое время.

Получив хорошие результаты по концентру «Я», «Я и другие» мы решили создать альбом с общими фотографиями, а именно: когда дружно убирали листву, кормили птиц, чистили дорожки от снега, принимали участие в традиционных праздниках, пили чай с тором на День рождение. И за год получился большой фото - материал по концентру «Я и окружающий мир».

По результатам работы были проведены педагогические наблюдения по методике современного психолога Е. О. Смирновой с целью определения ориентации ребенка в социальной действительности и его социального интеллекта. Большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение различных вопросов теста и можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

Самое ценное в работе педагога детского дома – это моменты, когда для ребенка находятся приемные родители или его забирают в семью кровные родственники. После ситуации полной изоляции, в нашем детском доме, появилась новая традиция – когда ребенок уходит, то он получает в подарок альбом с фотографиями.

Библиографический список

1. Гришаева Н. П., Белая Л. Н. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : система реализации, формы, сценарии. М. ,2017. 320с.

2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Методические рекомендации. М. ,2011.175с.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Конспект занятия по социализации «Я в детском саду» Цель: создать положительный эмоциональный климат в группе. Задачи: развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и.

Лэпбук «Эмоции» в детском садуЛэпбук «Эмоции» в детском саду Лепбук «Эмоции» в детском саду Сорокоумова Ирина Лэпбуки по эмоциям направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его различению.

Мероприятие в детском доме «Семья — главное в жизни человека» «Самое главное – это семья" Цель: Формирование у детей представления о семье Задачи: Образовательная: Раскрыть значение понятия «семья».

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздника «Осенняя ярмарка в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий праздника "Осенняя ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Людмила Владимировна Диканова, музыкальный руководитель.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоции как важнейший компонент в социализации детей дошкольного возраста, пребывающих в детском доме
Опубликовано: 6 мая 2021 в 14:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоции как важнейший компонент в социализации детей дошкольного возраста, пребывающих в детском доме» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гурьева (УИ 2174645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД