Наталья Гурьева
Эмоции как важнейший компонент в социализации детей дошкольного возраста, пребывающих в детском доме
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции как важнейший компонент в социализации детей дошкольного возраста, пребывающих в детском доме
Гурьева Н. Н. ,
КГКУ «Красноярский
детский дом №1»,
г. Красноярск
Темочки:
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дети дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки. В учреждении ребенок общается с другими воспитанниками, воспитателями и специалистами на протяжении года, некоторые дети находятся в учреждении в течение трех лет. Это зависит от многих причин. До начала пандемии дети посещали библиотеку, концерты в музыкальной школе. Волонтеры реализовали проекты: занимались с детьми рисованием, английским языком, тхэквондо. Попечительский совет организовывал экскурсии. Дети принимали участие в краевых творческих мероприятиях. У многих детей была возможность общаться с родственниками на личных встречах. В период изоляции общение детей свелось к минимуму, а именно: ребенок и воспитатель. Что дало повод задуматься над вопросом о направлениях работы по социализации воспитанников.
Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте содержит противоречие, которое заключается в том, что ребенок хочет быть таким, как взрослый, но велик разрыв между уровнем актуального развития ребенка и тем, к чему он стремится. По словам Д. Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг мира взрослых людей, их общественных функций и жизненных задач. Указанное противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре. В ней ребенок берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования. [2]
Исходя из многолетнего опыта работы, могу сказать, что дети, воспитывающие в условиях детского дома, не владеют игровой деятельностью. Дети охотно выполняют указания воспитателя, но самостоятельно играть и общаться при этом не умеют. Игрушки пытаются спрятать или просто держать в руках. До прибытия в детский дом, у большинства детей, ни кто не развивал эмоциональной культуры и культуры общения.
Современные учёные в области коррекционной педагогики и специальной психологии, Е. А. Екжанова и Е. А. Стребелева пишут, что эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Поэтому социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей. Они выделяют три основных концентра, значимые для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи считают развитие у детей представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми. [2]
В своей методике они указывают на то, что первым шагом в понимании социальной природы «Я» должно быть признание того, что наряду с биологическим, телесным «Я», образ «Я» включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми. В процессе этих занятий педагог должен учить ребенка всматриваться в свое изображение в зеркале, эмоционально реагировать на него, называть свое имя, а также узнавать себя на фотографии. Содержание работы с детьми концентра «Я и другие» направлено на формирование у детей представлений о близких людях, а также приобретение ребенком способов взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Концентр «Я и окружающий мир» включает в себя задачи, направленные на формирование у детей интереса к игрушкам, предметам и действиям с ними. [2]
На первом этапе работы, по данной методике, мы создали восемь альбомов с фотографиями, по количеству детей в группе. В процессе индивидуальных занятий педагог просил ребенка всматриваться в свое изображение в зеркале, эмоционально реагировать и говорить о себе, отвечая на вопросы. После ребенку предлагали узнать себя из восьми фотографий с изображением детей группы. Следующее занятие проводилось с группой детей, и педагог просил всех смотреть в зеркало, а потом находить свою фотографию. При этом педагог просил называть свою фамилию и имя. Полученный детьми социальный опыт педагог фиксировал в устных высказываниях детей. Интерес был неподдельный. Дети с удовольствием рассматривали себя и своих сверстников. Учитывая, что группа разновозрастная работа строилась позитивно и были получены неожиданно хорошие результаты, а именно: старшие помогали младшим детям найти свое фото, назвать свою фамилию. В результате дети четырех лет запомнили свою фамилию после второго занятия.
На втором этапе работы, по концентру «Я и другие», мы создали альбом с фотографиями сотрудников детского дома. В итоге дети знают имя, отчество и название профессии всех сотрудников. Дружно здороваются, если кто-то из персонала заходит в группу. Педагоги организовали экскурсию в прачечный цех, на кухню, на склад для закрепления полученных знаний о профессии сотрудников.
У каждого ребенка есть родственники, которые могут навещать, даже если они не собираются забрать в семью. У некоторых детей родители находятся в местах лишения свободы и если они поддерживают связь с ребенком, то в личном деле хранятся их фотографии и письма. Поэтому третьим альбомом стал альбом с фотографиями родственников детей. Конечно только тех, кому можно общаться с воспитанниками.
Индивидуальные беседы о семье, воспоминания детей, рассматривание фотографии мамы, когда плохое настроение или наоборот хорошее дали возможность получить уменьшение конфликтных ситуаций, стабильный эмоциональный фон в группе. А самое ценное то, что у ребенка появилась возможность смотреть и говорить с мамой или дедушкой в любое время.
Получив хорошие результаты по концентру «Я», «Я и другие» мы решили создать альбом с общими фотографиями, а именно: когда дружно убирали листву, кормили птиц, чистили дорожки от снега, принимали участие в традиционных праздниках, пили чай с тором на День рождение. И за год получился большой фото - материал по концентру «Я и окружающий мир».
По результатам работы были проведены педагогические наблюдения по методике современного психолога Е. О. Смирновой с целью определения ориентации ребенка в социальной действительности и его социального интеллекта. Большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение различных вопросов теста и можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
Самое ценное в работе педагога детского дома – это моменты, когда для ребенка находятся приемные родители или его забирают в семью кровные родственники. После ситуации полной изоляции, в нашем детском доме, появилась новая традиция – когда ребенок уходит, то он получает в подарок альбом с фотографиями.
Библиографический список
1. Гришаева Н. П., Белая Л. Н. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : система реализации, формы, сценарии. М. ,2017. 320с.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Методические рекомендации. М. ,2011.175с.