Карина
Элементы цифровизации в рамках патриотического воспитания в дошкольной организации
▼ Скачать
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре и народу. Поэтому надо учить дошкольников любить и уважать то, что завещано отцами, дедами, предками. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
На современных педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях, возлагается ответственная задача – воспитание настоящих патриотов своей страны. Именно в детском саду дети учатся уважительно относиться к традициям предков, гордости за малую Родину. Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС ДОУ позволяет педагогам так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, познакомились с природой, культурой, историей, что способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Публикация «Элементы цифровизации в рамках патриотического воспитания в дошкольной организации» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Игра, в дошкольном возрасте – это ведущий вид детской деятельности, и поэтому игра, является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, городе, о своей Родине.
Современные дети живут и обучаются в эпоху цифровых технологий. Эти новинки пришли в систему образования не по заказу педагогов, а из других сфер общественной жизни.
Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям (ИКТ).
Целью инновационного проекта «Информационно–коммуникативные технологии, как средство развития патриотического самосознания старших дошкольников» была разработка модели работы по данному направлению в ходе изучения особенностей патриотического воспитания средствами ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи проекта:
• дополнить базовую программу воспитания, обучения и развития новыми инновационными технологиями в сфере патриотического воспитания дошкольников;
• использовать в системе исторический и этнографический материал для воспитания у детей патриотизма;
• формирование у детей толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, элементарных знаний о правах человека средствами информационно-коммуникативных технологий.
• Воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым разных национальностей.
Реализация программы осуществлялась в старших и подготовительной к школе группах детского сада.
Оптимизация образовательного процесса достигнута не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение педагога с ребенком. Интегрирование разных видов детской деятельности нашло свое продолжение в процессе реализации совместных проектов педагогов, детей и родителей на патриотические темы «Мой папа в армии служил», изготовление открыток «Георгиевская ленточка» и другие. Хорошо зарекомендовали себя также комплексные и интегрированные занятия «Родные просторы», «День победы», «Защитники Отечества» и другие.
Современная модель сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения. В этом направлении коллектив нашего детского сада решал следующие задачи: объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей; создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности; активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Мы использовали активные формы работы с целью ознакомления членов семей воспитанников с инновационной и опытно-экспериментальной деятельностью. Были проведены открытые занятия, лекторий для родителей «Роль семьи в патриотическом воспитании», «Народные игры как средство в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Мы растим патриота»; «Моральное воспитание старших дошкольников»; «Традиции в семье». Родители приняли активное участие в оформлении выставок «Наша дружная семья», «Зимний сон» и т. д., в разработке проектов «Генеалогическое древо семьи», «Герб и девиз семьи», «Однажды на войне» и т. д., в поиске информации, фотографий. Широко используются видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада. Опрос родителей показал, что 97,8% родителей довольны инновационными процессами, происходящими в ДОУ.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов нашего детского сада в области теоретических основ и практических методов патриотического воспитания дошкольников разработаны обучающие семинары на основе презентаций. Она включала следующие мероприятия: педагогическое проектирование, активные игровые методы, практикумы и тренинги, лекции (проблемные, лекции-диалоги, интернет-поиск в соответствии с определенным заданием. При непосредственном участии педагогов-экспериментаторов творческой группы были проведены:
– теоретические семинары «Роль народных игр в патриотическом воспитании детей»; «Ознакомление с историей Абакана, как средство патриотического воспитания дошкольников».
– заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования программы;
– обмен опытом (копилка педагогического мастерства, где творческая группа представила фото-, видео-, аудио-, наглядный материалы.
– мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии, как средство патриотического воспитания старших дошкольников».
Для реализации программы по патриотическому воспитанию в детском саду организована предметно-развивающая среда. В нашем детском саду созданы два мини-музея по приобщению детей к хакасской и русской культурам. Кроме основного центра краеведения, оформлены мини-центры в группах. За основу взят блочно-тематический подход, который выражается в том, что содержание знаний концентрируется в темах: «Устное народное творчество», «Геральдика», «Музыкальные инструменты Хакасии», «Национальные орнаменты», «Их знает Россия», «Быт древней Руси» и т. п. Для систематизации и углубления знаний об истории возникновения и развития Абакана собран материал по его истории, разработаны познавательные занятия, экскурсии по родному городу, разработано тематическое планирование.
Критериями эффективности проводимой работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием информационно-коммуникативных технологий являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.