Наталья Кейзерова
Экспертиза системы воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экспертиза системы организации воспитания
в МДОБУ «Детский сад «Радуга» с. ВерхняяВязовка
Цель воспитательной работы –создание благоприятных условий для
становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся,
здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и
активной адаптации в условиях современного взаимодействие участников образовательных отношений.
1. Работа методических объединений воспитателей.
Публикация «Экспертиза системы воспитания в ДОУ» размещена в разделах
Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов нашего ДОУ.
Методические объединения педагогов планируются в течение учебного года.
Основная цель – оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива.
Целями методической службы ДОО являются реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса; создание совокупности условий для эффективного развития ДОО; обеспечение качества образовательных услуг в ДОО, адекватному его статусу.
Задачи методических объединений ДОУ:
-оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
-создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
-выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
-обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;
-определение содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания;
-организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программ, в инновационных процессах;
-организация педагогического мониторинга.
Заседания методических объединений проходили, согласно Положению о методическом объединении педагогов ДОУ, один раз в три месяца. Разработан план проведения методических объединений. Каждое заседание МО запротоколировано. Четыре заседания МО были равномерно распределены в течение учебного года и проведены в установленные сроки.
Проведены заседания методических объединений по ключевым темам:
1.«Программа воспитания как инструмент управления становлением и развитием личности ребенка в пространстве образования»
2.«Развитие духовно нравственной основы образования и воспитания в контексте программы «Моя малая Родина»
3. Обобщение опыта работы педагогов с семьями и детьми (по Программе воспитания, по Программе поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)
4. Отчёт педагогов по плану профессионального и личностного саморазвития в процессе самообразования.
Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, последовательно соединялась с повседневной практикой педагогов ДОУ, а также самообразованием.
Изучались новинки педагогической литературы: по воспитательной, развивающей работе с дошкольниками. Разработали рабочую программу воспитания для детей, готовили разработки открытых занятий к участию в районном конкурсе для педагогов с последующим написанием самоанализа, обменивались опытом по практическим вопросам на заседаниях МО, внедряли инновационные технологии в образовательный процесс с дошкольниками. Разработали и реализовали образовательные проекты совместно с дошкольниками, с последующим распространением их в сети интернет. Ежемесячно для родителей и детей проводился онлайн- мастер –класс, с последующим размещением в родительском сообществе. Главное в методической работе МО – оказание помощи педагогам, обобщение опыта работ. В связи с тем, что методиста в ДОУ нет, помощь педагогам оказывалась заведующим. Опыт работы педагогами приобретался также на районных методических объединениях. Методическая работа сочеталась с распространением собственного опыта работы (от уровня образовательного учреждения до международного). Повышение квалификации и мастерство педагогов позволило связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно - воспитательного процесса. Деятельность педагогов была разнообразной, конструктивной многоплановой. Содержание проводимых мероприятий МО позволило всем участникам быть вовлечёнными в деятельность по освоению приёмов работы с дошкольниками. Воспитатели ДОУ принимали активное участие в работе МО в течение учебного периода.
Вывод: Достигнутые результаты работы, в целом, соответствуют поставленным в начале учебного года целям и задачам. Значительно увеличился уровень познавательной активности детей. Воспитанники и педагоги принимают активное участие в международных, всероссийских, районных и школьных конкурсах и фестивалях, награждены Дипломами и Сертификатами. Большинство родителей активно сотрудничают с дошкольным учреждением, активно участвуя в совместной работе, что помогает воспитателям решить воспитательно – образовательные задачи.
В результате реализации плана методических объединений в течение всего учебного времени была разработана программа воспитания, педагоги распространяют свой опыт работы в сетевых сообществах, проводят педагогические мониторинг. Педагогами разработана Программа воспитания, Программа поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планы по самообразованию, планы работы с одаренными детьми и др.
Поставленные цель и задачи целенаправленно решались на заседаниях МО в соответствии планирования.
2. Система работы с одаренными детьми.
Система деятельности по организации работы с одарё нными и талантливыми детьми в нашем ДОУ строилась следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей
2. Педагогическое сопровождение одарё нных дошкольников через:
-составление индивидуального плана;
-создание комфортной развивающей среды;
-осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
-помощь одарё нным дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания;
-организация проектной деятельности;
-участие в конкурсном движение.
Перед педагогами были поставлены цели и задачи по работе с одаренными детьми
Цель: Создание условий творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Вовлечение родителей в работу с одаренными детьми и установление с ними тесного сотрудничества.
Задача: Поддержать каждого ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы
Работу с одаренными детьми в ДОУ ведут два воспитателя. Каждый из них провел определенную работу по выявлению одаренных детей и определил направление и содержание работы. Педагоги разработали план работы с одаренными детьми, который корректировали в течение года.
Выявление одаренных детей проводилась поэтапно:
1 этап. Выявление одаренных детей проходило поэтапно. Первичное выявление одаренности – это наблюдение за детьми в группе, также обязательное наблюдение за детьми в процессе игры. Затем было проведено групповое обследование детей с помощью диагностики, практических занятий. В процессе наблюдения были выявлены дети творчески и художественно одаренные.
2 этап. Среди родителей также было проведено анкетирование и опрос среди родителей. Оценку родителей сравнили со своими выводами, таким образом, был подтвержден выбор одарённых детей.
3 этап. Было организовано индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточнялось желание и интерес ребенка к определенной деятельности.
4 этап. На этом этапе было определено содержание работы с одарёнными детьми, т. е. план по которому будет проходить работа в течение года.
В результате наблюдения за детьми, их опросов было выявлено, что двое детей действительно имеют музыкальный талант, а третий проявил склонность как к музыке, так и к артистизму. Двое детей проявляют желание и интерес к изобразительной деятельности. Потому было принято решение работу с этими детьми вести по направлению творческая художественная одаренность. Для работы с одаренными и талантливыми детьми в ДОУ создана предметно - развивающая среда группы, способствующая развитию эстетического вкуса, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, выплеску накопившейся энергии. Проводился мониторинг, который позволил выявить способности и задатки дошкольника. Консультации для родителей о развитии у детей каких- либо талантов, способностей, через различные формы работы. Взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через проводились через выступления детей в сельском Доме культуры, на утренниках в детском саду, участие в конкурсах различных уровней. Использовались следующие формы работы с одаренными детьми: -групповые занятия с одаренными детьми; -индивидуальные занятия; -конкурсы, викторины, выставки детского творчества, конкурсы чтецов; -театрализованное представление. Работа с одаренными в течение года детьми проводилась в рамках
образовательного процесса через групповые занятия, работу по индивидуальным планам.
В свободное от занятий время через индивидуальные занятия, проектную деятельность;
- организация выступления в местном СДК, в районной библиотеке «им. Л. Н. Толстого»;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, уголков ряжения.
- организация конкурсов чтецов на различных уровнях. – организация участия детей в конкурсах по изобразительной деятельности.
Вывод: В результате работы педагогов получены следующие результаты:
дети с признаками одаренности смогли раскрыть и реализовать свои способности в выставках, организованных в ДОУ, конкурсах, во время индивидуальной работы и непосредственно образовательной деятельности. Научились эмоционально реагировать на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства. У детей развилась способность передавать эмоциональный настрой своего героя, рассказывать стихи эмоционально, разыгрывать композиции на тему литературных произведений (сказки, басни, стихи, использовать вербальные выразительные средства, стали проявлять интерес и желание в вокальном репертуаре и танцевальных умений. Дети стали активными участниками и победителями конкурсов различных уровней.
3. Система социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В ДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов нет. Но есть семьи, которые находятся по разным причинам, в трудной жизненной ситуaции.
Для работы с такими семьями была разработана Программа поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Цель: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.
Задачи:
1. Формировать социокультурную среду, соответствующую социальному статусу семьи;
2. Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;
3. Способствовать успешной социализации детей, находящихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации детей
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников при
организации работы с семьями, находящими в трудной жизненной ситуации
5. Расширить социальное партнёрство ДОУ
6. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.
В нашем детском саду имеется три семьи, в которых 5 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В одной семье - четверо детей, двое из которых посещают детский сад. Во второй семье – трое детей, двое - посещают детский сад и в третьей семье – один ребенок. Одна семья из них состоит на учете. Работа по выявлению семей находящими в трудной жизненной ситуации в нашем селе, не представляет затруднений, т. к. население села небольшое. Работа строится по основным направлениям:
1. Работа с семьями воспитанников :
- педагогическое просвещение родителей;
- повышение уровня родительской компетентности;
-изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его
семьей.
Работа участников Программы с семьей состоит из нескольких этапов:
-на первом этапе выявляются семьи, нуждающиеся в педагогическом сопровождении, направленном на оказание оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, ведется посещение семей, проводятся индивидуальные консультации;
-на втором этапе работы проводятся индивидуальные и семейные консультации,
осуществляется посещение семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации
ранее поставленных целей, пути их устранения. Основной идея этого этапа - развитие у родителей уверенности, умения достижения цели, постановка ближайших целей.
-третий этап в работе с семьей направлен на сопровождение семей в виде консультaций, нaблюдений педагогов; подключение к решению проблем семьи оргaнов сaмоупрaвления, рaботников культуры, медицины; вовлечение в досуговую деятельность членов семей.
Методы работы с семьей:
-посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания детей;
-знакомство с семьями;
-метод совместного планирования работы с семьей;
-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
-сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений
-проведение совместных праздников, «Дня семьи», утренников, с участием родителей;
-выпуск газеты «На волне радуги»», буклетов, памяток. Работа с педагогами детского сада:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по правовому
воспитанию воспитанников, родителей; (консультации, методические объединения)
- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами
социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
-изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ. Работа с воспитанниками детского сада.
С детьми работают воспитатель и музыкальный руководитель ДОУ по следующим направлениям:
- групповая, индивидуальная диагностика воспитанников;
- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запроса педагогов и родителей;
- участие в организации досуга детей;
- ознакомление с основами «прав детей».
Воспитатели наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации.
Формы работы педагога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно- развивающая работа, мониторинг психологического состояния.
Музыкальный руководитель проводит занятия, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно ориентированные игры.
Вывод: Работа с детьми и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, проводилась, по плану мероприятий, включенных в Программу. В результате работы по Программе в нашем ДОУ:
-создан банк данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
-разработан план мероприятий для каждой категории семей с учётом социального статуса;
-проводилась профилактика семейного неблагополучия;
-повысился уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
В результате работы по Программе у детей повысился уровень воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
Повысилось качество усвоения основной образовательной программы и отсутствие пропусков по неуважительной причине.
4. Внедрение рабочих программ воспитания : анализ, проблемы перспективы.
В государственных законодательных и стратегических документах делается акцент на усиление воспитательного потенциала образовательных организаций, создание системы воспитания. Поэтому в 2021 году была разработана рабочая программа воспитания ДОУ.
Программа разрабатывалась на нормативной базе:
1. Стратегия развития воспитания в Российской федерации до 2025 года (от 13 января 2015г.) (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р).
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Федеральные Государственные образовательные стандарты (основного общего образования; среднего профессионального образования; дошкольного образования) - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30
Цель внедрения программы воспитания : усиление воспитательного потенциала, создание системы воспитания в ДОУ.
Задачи: сделать воспитание детей обязательной частью образовательного процесса.
Разработка программы на 2021-2022 г. была вызвана потребностью в обновлении подхода к дошкольному образованию в целом. Программа воспитания в ДОУ призвана обеспечить возрастное развитие и становление личности ребенка.
Для разработки программы была создана творческая группа.
На первом тапе педагоги изучили нормативные документы, рекомендации по разработке программы. На втором тапе был разработан проект рабочей программы воспитания.
Третий этап- внедрение рабочей программы в работу детского сада.
В 2022 году была разработана и внедрена в действие рабочая программа воспитания на 2022-2023 учебный год. При разработке Программы учитывался опыт работы по Программе воспитания за 2021-2022 учебный год. В ходе реализации программы воспитания за 2021-2022 учебный год приобретен первичный опыт деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Творческая группа учла все недостатки, проблемы предыдущей программы. Изменилась структура Программы на 2022-2023 учебный год, следовательно, ее содержательная часть. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества ДОУ с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Включено экономическое воспитание детей.
В календарный план включены: традиционные сезонные праздники на основе фольклора, профессиональные праздники, экологические праздники, культурологические праздники, памятные даты, праздники социально-коммуникативной направленности, обще-садовские мероприятия.
Вывод: Внедрение программы воспитания в жизнедеятельность детского сада способствует реализации воспитательного процесса, для достижения цели и задач воспитания гармонично развитой личности, для успешного развития в сложных условиях современного мира.
Разработка и внедрение программы воспитания на 2022-2923 учебный год, основываясь на опыте работы по программе воспитания за 2021-2022 г.